Кризис «убьет» российские дороги

Росавтодор сообщил о планах фактически полного моратория на новые стройки и реконструкции. От сокращения расходов, скорее всего, пострадает и финансирование содержания существующих дорог.

Руководитель Росавтодора Роман Старовойт предал гласности параметры сокращения расходов бюджета на российскую дорожную отрасль. Так, затраты на строительство и реконструкцию федеральных трасс в 2015 году уменьшатся со 128 млрд. рублей, как планировалось ранее, до 92 млрд. – то есть больше, чем на четверть. Руководство ведомства уверяет, что уже выполняемые сейчас проекты будут потихоньку доделываться, а рассмотрение новых отложат до лучших времен.

Кризис поставил жирный крест на красиво сформулированном повелении президента России об удвоении объемов дорожного строительства в стране.

Неприятность ситуации в том, что явное сокращение затрат на строительство новых объектов, скорее всего, подразумевает не слишко афишируемое уменьшение госзатрат на ремонт и содержание существующего хозяйства. Чтобы заподозрить подобное, достаточно посмотреть на цифры поступлений и расходов дорожной отрасли страны. По данным самого Старовойта, приводившимся им в одном из своих интервью в конце прошлого года, дорожный фонд в 2014 году получил около 396,5 млрд. рублей. Из них на ремонт и содержание федеральных дорог было «впервые потрачено 100% от потребности» – 209 млрд. рублей.

Таким образом, на строительство новых объектов и реконструкцию старых в 2014 году ушли оставшиеся почти 190 млрд. рублей. Сейчас данная статья расходов усохла, как мы видим, более чем вдвое. Потребность в тратах на поддержание существующей сети в должном состоянии в этом году, скорее всего, лишь повысилась в связи с обвалом курса рубля. Поэтому для поддержания федеральных трасс в нынешнем состоянии потребуется явно больше прошлогодних 209 млрд. рублей. Но в наших нынешних условиях как никогда актуально изречение: «Съесть то он съест, да кто ж ему даст?». Чтобы признать справедливость данного утверждения, достаточно ознакомиться с источниками финансирования дорожного фонда.

Реконструкцию ряда участков трасс М5 «Урал» и М8 «Холмогоры» в Подмосковье отложат до лучших времен.

В прошлом году, например, он пополнился на 139,6 млрд. рублей акцизами на топливо. Однако львиная доля финансирования приходила туда из общих доходов федерального бюджета. Допустим, что объем собираемых акцизов с автовладельцев в текущем году практически не упадет – людям даже в кризис все-таки приходится ездить самим и перевозить грузы на машинах – на примерно 140 млрд. рублей мы рассчитывать можем. А бюджетные вливания в дорожный фонд могут быть срезаны радикально. Ведь самые затратные расходные статьи федерального бюджета – социалка и оборона – сокращению, как известно, не подлежат. Среди прочих статей, расходы на строительство видятся наиболее вероятным кандидатом на усекновение.

Шутка ли – властям требуется снизить расходы казны на 1 трлн. рублей. В такой ситуации вряд ли стоит говорить о 209 млрд. на содержание дорог в год. «Секвесторы» вполне резонно могут решить, что раз мы так долго и счастливо жили и без 100-процентного ремонта дорог, то сможем прожить в таком режиме еще какое-то время, чай, не баре. Жили, конечно. Да и сейчас живем: статистика ГИБДД уверяет, что более трети ДТП в России происходит из-за плохих дорог. А дальше, судя по всему, будет только хуже – бюджетная экономия на пользу им явно не пойдет.