7 мифов о европротоколе

Европротокол так и не пользуется в России популярностью, хотя страховщики и утверждают обратное. Однако не будем оспаривать лукавую страховую статистику, а разберемся, почему автовладельцы отказываются от удобного, если по гамбургскому счету, сервиса.

Оставим за скобками тяжелые аварии, в которых ущерб тянет больше, чем на максимальные для европротокола 50 000 рублей и разберемся, какие мифы об «упрощенке» заставляют водителей часами ждать ГИБДД вместо того, чтобы разъехаться через 15 минут.

 

Виновник сам ни за что не признает свою вину

Некоторые автовладельцы, может быть, и не признают. Но самый популярный вид ДТП – когда кто-то кого-то «догнал». Здесь отрицать свою вину просто глупо. Но если вторая сторона активно противится оформлению европротокола (а тем более проявляет агрессию, находится в состоянии опьянения и пр.) – вызывайте полицию.

 

Невозможно самому правильно оценить ущерб

Оформлять европротокол можно, если ущерб не превышает 50 000 рублей. Нужно ли опасаться ошибок в оценке? Во-первых, 80% всех аварий, происходящих в России, подпадают под этот лимит – и на них же инспекторы ГИБДД выезжают в последнюю очередь, поэтому их и приходится ждать часами. Во-вторых, никто не просит оценивать ущерб до копейки – это прерогатива специалистов. Европротокол изначально был создан для самостоятельного определения убытка.

Если ущерб оказался свыше 50 000, то страховая откажет в выплате

Согласно закону об ОСАГО, при оформлении документов о ДТП по европотоколу, размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 000 рублей. Если сумма ущерба больше, то это не будет основанием для отказа, но потерпевший получит 50 000 руб. Остальное взыскивается с виновника, если нет договора страхования КАСКО. Так что ошибиться в расчете – не так страшно.

 

Самому оформить извещение о ДТП очень сложно

Бланк извещения о ДТП выдается при заключении договора ОСАГО. Если этого не произошло, то нужно настойчиво требовать его у своей страховой компании. После получения внимательно изучите документ и всегда возите его с собой.

Современный человек в течение жизни заполняет немало бланков, форм и заявлений, и извещение о ДТП – не самое сложное из них. Конечно, к нему обращаются в «полевых условиях», да еще и в довольно стрессовой ситуации, но бланк был разработан по европейским стандартам и не содержит слишком много граф, а вносимая в них информация – вовсе не теорема Ферма. Нужно лишь аккуратно заполнить пункт за пунктом; проверить, правильно ли переписаны данные другого участника ДТП (для верности можно сфотографировать номер его полиса и «права» на смартфон). Процедура носит название «европротокол» неслучайно – европейцы давно ей пользуются, и наш бланк практически идентичен европейскому.

Кстати, фото и видео самой аварии и повреждений тоже не повредят, как и контакты свидетелей (если таковые были).

Страховые придираются к каждой запятой в извещении и стараются не платить

До введения безальтернативного прямого возмещения убытков при ДТП нужно было обращаться в страховую компанию виновника. Сейчас же – в ту компанию, где был приобретен полис ОСАГО и которая, соответственно, ценит автовладельца как своего клиента, хочет, чтобы он и в следующем году обратился за полисом. Поэтому компании, как правило, стремятся качественно урегулировать убыток. И действительно, с введением ПВУ объемы выплат выросли. Это касается и европротокола. Отказов в выплатах по этой процедуре примерно столько же, сколько и по ДТП, оформленным полицейскими. Так что вызов сотрудников полиции и многочасовые ожидания не увеличивают шансы на быстрое возмещение, скорее их увеличит внимательное заполнение извещения.

Если же страховая по каким-либо причинам отказывает в выплате по европротоколу, требуйте письменный аргументированный отказ. Если вы правы, извещение было заполнено без ошибок, а причина отказа кажется вам надуманной, письменный ответ поможет при написании претензии. Ее необходимо направить в страховую компанию (можно также подкрепить жалобой в Российский союз автостраховщиков). Только не забывайте – ошибиться может не только страховщик, но и страхователь. Ошибки в сведениях, не полностью заполненные графы, перепутанные местами цифры, невнятная схема ДТП не позволяют страховщику в полной мере воссоздать картину ДТП и понять, кто виноват. Поэтому европротокол – это как раз тот случай, когда все в ваших руках.

 

Виновник ДТП не сдаст свой экземпляр извещения

После того как извещение полностью заполнено, номера документов дважды перепроверены и в нем проставлены подписи обоих участников, можно разъезжаться. Каждый участник ДТП передает экземпляр извещения в свою страховую компанию (лично, по почте или курьером, но обязательно с отметкой об уведомлении). Если виновник аварии этого не сделает, ущерб будет урегулирован по данным пострадавшего. А с виновника ущерб будет взыскан все равно – в регрессном порядке, это норма закона об ОСАГО.

Виновник не предъявит авто для осмотра

Страховая компания может потребовать предъявить транспортное средство виновника, это прописано в договоре ОСАГО. Но едва ли это займет больше времени, чем ожидание сотрудников ГИБДД в пробке. К тому же в данном случае страхователь сам выбирает время осмотра. Если виновник аварии все же не приедет в страховую и не покажет автомобиль, то в таком случае страховая компания не должна отказать в выплате потерпевшему, но она будет взыскивать с виновника выплату по регрессному требованию.

...И, наконец, нужно помнить, что европротокол можно оформить при условии, что ни у кого из участников ДТП нет травм; в нем участвовало не более двух авто; оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО, и между ними нет разногласий о причинах аварии; ущерб не превышает 50 000 рублей и не пострадало муниципальное имущество или имущество третьих лиц.