Адриатические каникулы

Монтенегро с недавних времен стало одним из любимых мест отдыха наших соотечественников, которые зачастую приезжают сюда на собственных автомобилях, либо активно пользуются услугами местных контор по аренде машин.

Как и во многих странах Европы, в Черногорию за теплыми морем и солнцем можно ехать уже в мае. В это время, как правило, основной поток отдыхающих еще не нахлынул, что выгодно отличает открытие сезона от летнего периода отпусков. К тому же, не так жарко. Точнее сказать, жарко, но не с 8.00 часов утра и до шести вечера, как в разгар лета. Пик пекла приходится на период с 2 до 4 часов дня. В это время можно понежиться в теньке, а уж если приходится совершать поездку в авто, необходимо включить кондиционер на полную мощь (автоматический режим климат-контроля зачастую просто не успевает создавать оптимальную температуру). Во-вторых, радует приемлемость цен, которая, естественно, имеет свойство увеличиваться с тотальным притоком туристов.

Свой «черногорский» вояж мы построили самостоятельно, не пользуясь услугами туристических агентств. Чем сэкономили на расходах, да и, откровенно говоря, попросту захотелось вспомнить времена СССР, когда поездки «дикарем» на крымское и черноморское побережья становились настоящим, как сегодня скажут, experience. Благо нынче интернет позволяет не только приобрести билет на самолет и забронировать гостиницу, но и заказать «ренту» автомобиля, который подгонят прямо к выходу из аэропорта. Чем, собственно, мы и воспользовались.

Однако, в бронировании через Сеть тоже бывают подводные камни. Так, к примеру, при заказе одного номера отеля, могут предоставить совершенно иной. То же, кстати, касается и аренды автомобиля. Надо сказать, что предложений rent-a-car в этой стране предостаточно, причем подобные услуги предлагают как крупные компании, так и небольшие частные фирмы, которые располагают всего 2-3 машинами. К примеру, с одним из случаев типичного обмана мы столкнулись лично. По информации, опубликованной на сайте одной из профильных контор, автопарк представлен «разношерстными» авто всех сегментов, однако по факту вместо заявленного 2-литрового дизельного Citroёn Grand C4 Picasso на «автомате» за 50 евро в сутки нам предложили единственную имеющуюся в наличии миниатюрную Toyota Yaris с 1,3-литровым мотором за 40 евро, к тому же еще и изрядно потертую. В общем, поехали дальше и уже в другой фирме определились за тот же «сороковник» с арендой полноприводного Honda HR-V, из «недостатков» которого отметили для себя лишь наличие механической трансмиссии.

Поверьте, рассекать по местным серпантинам не очень-то в удовольствие, если приходится постоянно нажимать на педали и дергать ручку переключения скоростей. Кроме того, тут тоже наблюдаются «пробки». Безусловно, заторы не такие, как в Москве, но, тем не менее, в Подгорице (столица Черногории) мы потратили на «простой» около полутора часов, осматривая вместо достопримечательностей местный автопарк. Кстати сказать, в большинстве своем здесь преобладают «корейцы» Hyundai и KIA, из «немцев» – преимущественно Volkswagen (довольно часто встречаются старенькие VW Beetle), а из представителей Страны восходящего солнца — Toyota, Honda, Nissan. Встречаются и наши машины – потрепанная «классика» и «девятки», а из местных, точнее — еще югославских – видавшая виды Zastava.

Любопытно, что ребята, предоставившие нам машину, оказались нашими соотечественниками, успешно работающими тут уже несколько лет. Во-первых, понравилось, что в отличие от большинства подобных контор, желающих видеть лишь «наличку», оплату здесь принимают любым известным способом взаиморасчетов. А во-вторых, это нелимитированный километраж. К тому же, гости из России могут рассчитывать на существенные скидки. В бардачке автомобиля — карта местных дорог, а если вы путешествуете с ребенком, то вам заботливо предоставят детское кресло. Но и это еще не все. В процессе общения с сотрудниками агентства выяснилось, что нам также могут предложить и весьма доступное по местным меркам жилье. Как рассказал Александр, он же владелец фирмы и преуспевающий бизнесмен из Москвы, его организация помимо «rent-a-car» занимается еще и арендой квартир и апартаментов в живописных уголках прямо на побережье. Сам он, как и мы, заядлый путешественник, и уже трижды приезжал в Черногорию из столицы на собственном автомобиле. А это, хочу заметить, около 3100 километров. В общем, вдоволь пообщавшись, мы определенно решили ехать сюда в следующий раз на своей машине. Что же до жилья, к слову, то двухкомнатные апартаменты в Рафаиловичах общей площадью чуть больше 35 «квадратов» всего в двух минутах ходьбы от моря, обошлись нам в 55 евро. Если сравнивать с аналогичными предложениями других фирм, то сэкономить мы смогли без малого по «двадцатке» в день.

Следуя по трассе, петляющей вдоль побережья, проезжая такие небольшие города, как курортная Будва, вековой Старий Град, портовыей Бар и Сутоморэ, свободно можно осмотреться, даже не останавливаясь. Во-первых, ехать приходится медленно, а во-вторых, попросту не везде получится припарковаться, так как вдоль дороги с одной стороны — скалы, с другой – подступающий к морю обрыв (то и дело встречаются снесенные горе-водителям» ограждения). И хотя эместные дороги и не серпантины Кавказа, но тоже довольно опасны. Так что скоростной режим лучше соблюдать. Однако лихачей из числа аборигенов (как и на нашем юге) на проезжей части хватает. По городу необходимо двигаться со скоростью не более 50 км/ч, за городом лимит увеличивается до 80 км/ч.

Полицейские встречаются на дороге довольно часто, при этом нередко их можно увидеть спрятавшимися в засаде в надежде подловить очередного нарушителя на радар. Как и в России, о приближении к месту дислокации патрульного пикета предупреждает встречный транспорт, моргая дальним светом. Кстати, использование фонарей здесь обязательное правило. За движение без включенных ходовых огней предусмотрен штраф в размере до 80 евро. Что же касается превышения скорости, то в отличие от нашей страны, в Монтенегро отсутствуют скидки на погрешность вроде 20 км/ч. Превысил допустимое ограничение на 10 км/ч – заплати около 100 евро, на 20 км/ч – выложи почти 150 банкнот, а если поймают с показателем, превышающим разрешенный на 40 км/ч придется заплатить уже порядка 300-400 европейских денег. Примечательно, что за превышение скорости свыше 70 км/ч и вовсе можно оказаться «за решеткой». Закон позволяет выдворять таких лихачей в изолятор временного содержания на 60 суток.

Испытывать судьбу в чужой стране мы не стали. В один момент, правда, черногорские полисмены нас все же остановили, заметив непристегнутый ремешок безопасности переднего пассажира. Но выяснив, что мы иностранцы, а точнее — « русские дикари», благородно нас пощадили, сделав устное предупреждение вместо положенного наложения штрафа. Который, по словам инспекторов, составляет 60 евро.

Автозаправочных станций на здешних дорогах более, чем достаточно. Нашу «паркетную» Honda HR-V мы заправляли исключительно 95-м бензином по цене 1,32 евро за литр. Если бы ездили на «дизеле», то за литр топлива платили бы в среднем по 1,22 евро. Заправки, как и у нас, попадаются разные: есть крупные комплексы с техцентром, мойкой, кафе, магазином и даже комнатой для детей, но встречаются и АЗС в виде двух колонок и ветхой «будки» для приема оплаты.

Дороги на побережье, повторимся, извилистые, но отменные — полотно ровное и без изъянов. Ночью трасса хорошо «читается» благодаря «катафотной» разметке Платных Магистралей в Черногории нет. Единственное, за что придется заплатить, это за въезд в 4-километровый тоннель Созина, что пролегает к северу от Сутоморэ в сторону Бокаторской бухты. Движение на легковом автомобиле в одну сторону по нему обойдется в 2,5 евро. Дважды проехавшись по тоннелю мы видели дежуривших в нем полицейских, которые «вооружившись» радарами, так и норовят тормознуть водителей, превысивших максимальную 80-километровую скоростную отметку. 

Одним словом, передвигаясь по Черногории на собственных колесах, самым тщательным образом соблюдайте ПДД и тогда от проведенного здесь отпуска останутся только самые лучшие воспоминания.