Из-за кризиса на российском авторынке сменились лидеры

Российский авторынок штормит уже несколько месяцев подряд, и вот на волнах экономической бури неожиданно вынесло наверх новых лидеров продаж, потопив вечных бестселлеров от LADA. Распродажи, господдержка и прочие трейд-ины оказалось достаточно, чтобы сместить с первого места Granta.

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса опубликовал ежемесячную статистику продаж автомобилей в России. А от майского отчета ожидали разрешения интриги – уже за пару дней до публикации общей статистики выяснилось, что LADA Granta сместили с первого места в списке самых продаваемых автомобилей – номером один в России стала иномарка российской сборки Hyundai Solaris.

Традиционно исконно отечественные автомобили оставались на российском рынке наиболее популярными – как самые дешевые и самые простые. Последние несколько лет топ-10 начали разбавлять доступные иномарки российской сборки. Однако всерьез копнуть под АВТОВАЗ еще не получилось – на смену «классике» и «девяткам» пришли LADA Priora, Kalina и Granta. Самыми опасными конкурентам за последние годы стали соплатформенные «корейцы» KIA Rio и Hyundai Solaris. И вот бестселлер Granta уже второй раз упускает ежемесячное первенство.

Впервые «Гранту» обогнали в ноябре, во время бешеного ажиотажа в автосалонах, когда в ожидании неминуемого кризиса россияне бросились покупать автомобили. Тогда KIA Rio пользовался особым спросом, но опередил Granta всего на 300 автомобилей. С Solaris майский разрыв оказался уже серьезнее – 2183 автомобиля в пользу «корейца».

Об объективных причинах смены лидера догадаться несложно. Прежде всего, Hyundai заинтересовал потребителей многочисленными акциями – скидками и приятными условиями по программам трейд-ин и утилизации. АВТОВАЗ же, напротив, в мае оставил «Гранту» без бонусов. К слову, российская компания поспешила исправить эту ошибку, объявив на июнь дисконт на Granta. Но и Hyundai не собирается смотреть на подобные процессы безучастно – скидки на Solaris продлены. Хоть какое-то преимущество для потребителей от битвы автогигантов.

В целом же тенденция налицо: несмотря на то, что АВТОВАЗ все еще продает раза в два больше машин, чем ближайший конкурент – а это Hyundai и KIA, трон в Тольятти качается, и все сильнее. Корейские компании идут очень лихо, в групповых продажах опережая и Volkswagen Group, и Toyota Group, уступая только мощному в количественном плане СП AVTOVAZ-Renault-Nissan. Но пусть между собой за первенство спорят бюджетники – все те же LADA Granta, Hyundai Solaris, LADA Kalina, LADA Largus, Volkswagen Polo, Renault Duster и Renault Logan. В десятку самых продаваемых машин в мае прорвались два совсем не дешевых кроссовера.

Пятое место среди самых популярных автомобилей на российском рынке занял Nissan X-Trail, базовая стоимость которого превышает миллион рублей! Секрет прост: в мае Nissan объявил скидки на Х-Trail в размере от 50 000 до 150 000 рублей в зависимости от комплектации, опустив стартовую планку до 1 099 000 рублей. А при покупке машины по программе утилизации или трейд-ин цена составляла 999 000 рублей. Видимо, многие поторопились воспользоваться дисконтом.

А седьмую строчку заняла Toyota RAV4 – что тоже не удивительно, учитывая, что майские скидки достигали 250 000 рублей! Если покупать японский кроссовер, опять-таки используя программу утилизации или трейд-ин, базовая цена составляла 998 000 рублей.

Стараясь поэффективнее стимулировать покупателей, многие компании заявляли в начале мая о временных рамках акций – мол, 31 мая, максимум 30 июня, все скидки превратятся в тыкву на колесах. Однако в июне большинство автопроизводителей свои дисконты продлили – это единственный шанс удержать спрос. Скидки достигают 400 000-500 000 рублей в зависимости от ценового сегмента! 

Государство тоже опасается пускать разоряющийся авторынок на самотек, и до 30 июня Минфин должен предложить новые меры по поддержке автопрома – индексировать скидки в рамках программы утилизации и трейд-ин, увеличить ценовые планки автомобилей, которые можно купить по льготному автокредитованию, с 1 миллиона рублей до 1,5, субсидировать автопроизводителям ставки по кредитам на производство автомобилей и компенсировать тарифы на перевозку машин на Дальний Восток и в Сибирь. Впрочем, последние два пункта программы маловероятны.

Если в начале года потребители столкнулись с резким скачком цен на новые машины, то сейчас автоконцерны вкупе с государством всеми силами стараются хоть как-то стабилизировать спрос. Никого не прельщает судьба Opel и Chevrolet, покинувших российский рынок и спешно распродающих стоки. А значит, покупатель может хоть что-то выиграть, получив хотя бы докризисный ценник на понравившуюся машину.

Ведь в мае снижение по сравнению с предыдущим годом составило 37,7%, причем многие марки отмечают 70-80-процентное падение продаж. Еле-еле продают машины Honda (-68%), Mazda (-68%), Citroёn (-70%), Peugeot (76%), Suzuki (-72%), Volvo (-82%), Subaru (-81%), SsangYong (-88%), Jeep (-82%), на ладан дышат практически все китайские бренды. Премиальные марки, накручивавшие последние месяцы по 20-30% в плюс, сейчас тоже ушли в минус, даже Porsche притормозил динамику до нуля. Только вот smart поражает экономическим чудом - +188% в мае по сравнению с предыдущим годом (!), и УАЗ +8%.