Угонщики будут и долго сидеть, и много платить своим жертвам

Власти дозрели до реальной реформы законодательства об угонах машин. Из УК РФ все таки удалят статью «Угон без цели хищения» и обяжут угонщика выплачивать стоимость машины пострадавшему владельцу.

МВД готовит новые поправки в Уголовный кодекс РФ и сопутствующие изменения в гражданское законодательство, касающиеся автомобильных краж. Прежде всего предлагается убрать из УК пресловутую статью 166. Она, фактически, устанавливает наказания за кражу, грабеж и мошенничество, относящиеся к преступлениям с одним единственным видом собственности – автомобилем. При том, что в УК имеются отдельные статьи «Кража» – ст.158, «Грабеж» – ст. 161 и «Мошенничество» – ст. 159. Но есть в «угонной» статье УК пункт, ради которого она, судя по всему, и существует с советских времен. И который не нравится ни полицейским, ни автовладельцам. Это часть первая статьи 166 – неправомерное завладение «без цели хищения». Некогда его существование оправдывали желанием «не ломать жизнь» безголовым дуракам, которые в какой-то момент своей биографии решили вдруг просто покататься на чужой машине. Поэтому для них предусмотрено минимальное наказание – от штрафа в 120 000 до 5 лет заключения. При том, что за кражу машины по той же статье автовору грозит до 12 лет, если имело место «по предварительному сговору», «с угрозой применения насилия» и тому подобное. Существование «угона без цели хищения» нравится только угонщикам. Всегда можно сказать следователю и судье, что просто захотел покататься в угнанной машине. И при удачном стечении обстоятельств отделаться условным наказанием. В худшем случае – минимальным сроком.

Об удалении из уголовного права понятия «угон без цели хищения» речь идет уже более 15 лет. Однако дальше разговоров дело не шло. И вот в МВД решились таки избавиться от специальной «автомобильной» 166 статьи Уголовного кодекса. Угон машины предлагается рассматривать, в зависимости от конкретных обстоятельств, как обычную кражу, разбой, грабеж или мошенничество. При этом возмещать ущерб лишившемуся собственности автовладельцу будет угонщик. До последнего времени, когда полиция находила угнанную машину разбитой или разукомплектованной, угонщик, который, разумеется, «только взял ее покататься» материальной ответственности не нес. Ведь он, покатавшись, якобы, оставил машину в целости, а разбили-разобрали ее какие-то неизвестные люди уже потом, без его участия.

За 2014 год в России было угнано 39 270 машин. Это примерно на 3% меньше, нежели годом ранее. Как обычно, больше всего в прошлом году было украдено авто марки LADA — 13 294 штук.

Всем ясно, что это стандартная лживая байка. Но с формальной точки зрения предъявить угонщику обвинение в нанесении материального ущерба суды в таких случаях не решались. Пока совсем недавно до Конституционного суда страны не дошел очередной бедолага-автовладелец, машина которого была угнана, а потом найдена полицией в плачевном состоянии. По этому делу КС РФ постановил, что тот, кто незаконно завладевает чужой машиной, автоматически принимает при этом на себя все риски последующей ее судьбы. И материальную ответственность перед владельцем авто, разумеется. В связи с этим соответствующие изменения ждут и в Гражданский кодекс РФ. Ранее ряд депутатов депутаты Госдумы текущего созыва уже высказывались за ликвидацию «угона без цели хищения». Поэтому, скорее всего, разрабатываемые МВД новеллы в законодательство об угонах авто будут приняты Госдумой «как по маслу».