18662

MINI Clubman: когда практичность не в плюс

Тест-драйв самого большого представителя семейства забавных английских автомобилей
Строго говоря, нишевый автомобиль просто обязан быть нескучным, нестандартным и непрактичным. И чем сильнее у него проявляются все эти качества, тем большей популярностью в узком кругу почитателей он должен пользоваться. У семейства автомобилей MINI перечисленные таланты развиты в полной мере.
Поделиться
Изображение MINI Clubman: когда практичность не в плюс

По правде, до недавнего времени для меня все машинки этой марки делились на три группы. В первую попадали классические хетчбэки, которые, собственно, и воспринимались мной как истинные MINI. Вторую гордо образовывал один-единственный родстер, в свое время приведший в меня неописуемый восторг. К третьей же относились все остальные-прочие модели – Countryman, Paceman и Clubman – которые я заклеймил удобным и ни к чему не обязывающим термином «неформат»: приклеенный таким образом ярлык на время освободил меня от необходимости вникать в различия между ними.

Но недолго музыка играла – хитрые британцы возьми, да и подставь подножку, выпустив в свет второе поколение универсала «Клабмен». Мало этого, коллеги разноголосым хором стали склонять меня опробовать новичка – кто с явной подколкой, кто неподдельным энтузиазмом. Какое-то время я вяло отбивался, но постепенно дозрел до знакомства.

Обойдя Clubman по периметру, я не мог не отметить, что он выглядит столь же потешно, как и его братья меньшие. Те же выпученные круглые винтажные фары с широким хромированным ободом, та же шестиугольная радиаторная решетка с капризно надутой широкой вставкой-губой в нижней части. Распашная двустворчатая дверь багажника, выгодно отличавшая от прочих автомобилей еще первое поколение, осталась в неприкосновенности. Пусть она не слишком удобна, но в самом процессе ее открывания есть свой кайф. Слегка касаешься кнопки на внутренней стороне ручки, и створка плавно отходит в сторону.

Это что касается забавности, как одного из качеств нишевой машинки – смотри выше. Все остальное во внешности автомобиля подчинено совершенно другим принципам, и вступает в серьезное противоречие с третьей необходимой характеристикой, то бишь, с непрактичностью.

Прежде всего, исчезла прикольная дверь второго ряда, открывавшаяся назад, как у Mazda RX-8. В результате автомобиль не только изрядно потерял в оригинальности, но и приобрел среднюю стойку. Впрочем, если потеря действительно играет против имиджа машины, то приобретение погрузке-выгрузке пассажиров нисколько не мешает. Я в этом убедился лично, отобрав для эксперимента самого габаритного из своих друзей. Он проник на диван без малейших затруднений, и при росте без малого два метра разместился там со всеми удобствами. Да-да, здоровенный мужичина не просто смог протиснуться на задний ряд MINI и застрять там навечно! Нет, он сел, поерзал и заявил, что прекрасно устроился...

Для любой другой модели в этом нет ничего удивительного, однако же среди всех автомобилей английской компании такое возможно только в Clubman. Действительно, он на 27 см длиннее пятидверного хетча и шире его на 9 см, да и колесная база растянута на 10 см. В результате пространства для ног обитателям дивана вполне хватает –с удовольствием повторюсь, что для MINI это совершенно нехарактерно. Впрочем, так же, как необычен объем багажника, позволяющий без труда разместить несколько объемистых чемоданов, не прибегая при этом к складыванию спинок кресел. Все-таки 360 литров – это нормально с учетом правильной геометрической формы отсека. Что уж говорить о 1250 л, образующихся при сложенном диване.

Салон меня бы по-хорошему удивил, если бы я уже не видел его у хетча. Тем не менее, стоит еще раз поблагодарить дизайнеров, которые неведомым образом умудрились сохранить верность традиции и одновременно улучшить эргономику. Интерьер по-прежнему выглядит игрушечным и жутко несерьезным. Однако клавиши управления стеклоподъемниками переехали на дверные подлокотники. Спидометр занял место тахометра в пузыре, прилепленном сверху на рулевую колонку, составив вместе с при прилепившимся к нему сбоку указателем оборотов что-то вроде детской игрушки-неваляшки. На огромном блюде посреди передней панели теперь размещается дисплей мультимедийной системы. Раньше там, если кто помнит, находился спидометр, снабженный огрызком стрелки, неспособным толком донести информацию о скорости до водителя.

Несмотря на обманчивую внешность, MINI в своем хетчбэковском воплощении отличался завидными драйверскими талантами. И если было совершенно понятно, чего ожидать от интерьера, то ездовые повадки «Клабмена» оставались для меня тайной. Забравшись в удобное глубокое кресло и вдоволь наигравшись с электрорегулировками (которые, кстати, появились у модели впервые), я запустил двигатель, басовито рыкнувший мне свое приветствие. Конечно, более длинная база несколько ограничила верткость автомобиля, и переставки он исполняет не так охотно, хотя рулится отменно. Традиционно жесткая подвеска стала мягче, но совсем чуть-чуть. Это добавляет машине кренов в поворотах, но опять же, на какую-то малость. Шасси по-прежнему плохо приспособлено для задумчивой и неторопливой езды и не спасает на малой скорости от неровностей дорожного покрытия.

Положенный модификации Cooper-S тандем из 192-сильного турбомотора и 8-ступенчатой автоматической коробки передач Steptronic, работает безукоризненно. Не то, чтобы он творит чудеса, но упрекнуть его в недостаточной динамичности или в задумчивости невозможно. Все маневры автомобиль исполняет на пять с плюсом – то есть, постоянно сохраняя небольшой запас по возможностям по сравнению с тем, что от него требует водитель.

Помню, в свое время больше всего в MINI меня поразило то, что при переключении селектора в режим вождения «Спорт» я впервые буквально физически ощутил, как подобралась машина, как затвердели ее стальные мускулы. До тех пор мне казалось, что эта функция совершенно бесполезна и служит лишь для выманивания денег из клиента. Приятно, что Clubman сохранил эту особенность, хотя разница в поведении автомобиля в разных режимах не так заметна, как у хетчбэка.

При всей относительности понятий хуже-лучше надо заметить, что с потребительской точки зрения универсал во многом даст фору хетчу. Прежде всего, на вид он совершенно не производит впечатления так нелюбимого в России «сарая». Далее, впервые в MINI можно усадить четырех (а то и пятерых) человек и двинуть в путешествие куда-нибудь верст за 300–400, да еще и уложить в багажник все вещи, как действительно необходимые в дальней дороге, так и милый женскому сердцу хлам.

При всем при этом автомобиль остался резвым, собранным и великолепно управляемым. Почти как родственные хетчбэк или родстер. Но вот это «почти» как раз и может отвратить от него истинных ценителей MINI, в характере которого заложено куда больше от карта, чем от обычного дорожного автомобиля.