Как российские автозаводы встречают кризисную весну

Кризис в экономике заставляет на все события смотреть пессимистично. По объективным причинам автопромышленности грозит сокращение производства, что не может не беспокоить рабочих. Портал «АвтоВзгляд» узнал, что происходит на автомобильных заводах России.

Продажи автомобилей, как и ожидалось, в первые два месяца 2015 года падают, причем динамика ускоряется. В феврале спрос на новые машины снизился почти на 40%. Это связано не только с экономическим кризисом, который прежде всего заставляет потребителей отказываться от покупок не первой необходимости и беспокоиться о завтрашнем дне, но и с огромным спросом в декабре. Тогда машины, опасаясь скачка цен, купили даже те, кто не планировал срочное обновление личного автопарка. Также выросли цены на автомобили, но не так значительно, тем более что постепенно ценники повышали многие автопроизводители еще в октябре-декабре 2014 года.

Ford встречает весну забастовкой, на АВТОВАЗе просят уволиться по-хорошему, а другие заводы просто останавливают производство.

В любом случае снижение покупательской активности и туманные перспективы на ближайший сезон заставляет российские представительства поговаривать о возможном сокращении производства. А это не может не беспокоить сотрудников заводов. Впрочем, весенние волнения на автопредприятиях имеют и другие причины – довольно регулярные.

ЗАБАСТОВКА НА ЗАВОДЕ FORD

На заводе Ford во Всеволожске с 16 марта началась забастовка. Очередная. Российское предприятие этой марки прославилось тем, что там довольно часто происходят протестные выступления рабочих. Самые громкие и длительные акции прошли в 2005, 2006, 2007 и 2011 годах – фактически в самые успешные и результативные периоды российского авторынка.

Все волнения совпадают с завершением действия очередного коллективного договора между профсоюзом и руководством завода, и каждый раз по окончанию срока действия начинаются забастовки. Рабочие требуют увеличения заработной платы, перевода части «контрактников» в штат и прочих улучшений условий труда. В 2007 году забастовка длилась около месяца, из-за чего пришлось останавливать конвейер, а тогда Ford Focus был одним из самых популярных автомобилей в России. Обычно забастовки на Ford завершаются компромиссным соглашением.

Нынешняя забастовка на Ford такая же, как предыдущие, однако кризис внес свои коррективы – рабочие потеряли в зарплате из-за нескольких простоев завода и сокращения рабочей недели до четырех дней из-за низкого спроса на машины, проредили штат сотрудников. Ходят слухи о возможном сокращении рабочей недели до трех дней.

В этом году Ford находится в критической ситуации. Продажи в феврале упали почти на 80%.

В модельной линейке много потерь. С рынка уходят дорестайлинговые минивэны S-Max и Galaxy, а о продаже обновленных версий на нашем рынке речь пока не идет, нет ясности с обновленными пикапами Ranger, в том числе из-за неразберихи с ценами. Поставки кроссоверов Edge тоже останавливают. Дилеры ждут новое поколение Mondeo, а также летом в автосалонах должны появиться Fiesta елабужского производства – напомним, эту модель в предыдущей генерации убрали с нашего рынка из-за низкого спроса. Цены на ныне доступные модели выросли на 30%, а Ford Focus вылетел из топ-25 самых продаваемых машин в России.

ДОБРОВОЛЬНЫЕ УВОЛЬНЕНИЯ НА АВТОВАЗЕ

На АВТОВАЗе сейчас забастовки не наблюдается, однако с весенним теплом руководство завода в очередной раз мягко предлагает сотрудникам уволиться на выгодных условиях. Предприятие предлагает тем рабочим, что готовы уйти по соглашению сторон с 16 марта по 3 апреля, выплатить три средние зарплаты. Негласно речь якобы идет о рабочих пенсионного и предпенсионного возраста, однако в приказе это не оговорено. Всего на заводе 42 000 рабочих.

Также в 2015 году завод намерен сократить 10% менеджерского штата – до 1100 человек. Те, кто уйдет с 10 марта по 15 апреля добровольно, получат четыре средние зарплаты, а с 16 апреля по 15 мая – три. В прошлом году в Тольятти проходила аналогичная кампания, правда, условия были лучше: максимум предлагалось пять средних зарплат и программа длилась три месяца. Пресс-служба уточняла, что меры вызваны естественной убылью персонала, а не проблемами. В этом году, видимо, заводу пришлось сократить компенсационные убытки по программе.

Наверняка сложно сказать, вызваны эти меры кризисом или продолжением налаженного процесса «оптимизации» численности.

Руководство АВТОВАЗА утверждает, что даже если спрос на машины совсем упадет, то увольнять никого не планируется, скорее, завод перейдет на трех- или четырехдневную рабочую неделю. Только вот сотрудникам Ford такая схема не понравилась.

Напомним, на АВТОВАЗе производятся на только модели LADA, но и автомобили под марками Nissan, Renault и Datsun.

ФОТО: ИТАР-ТАСС

ОСТАНОВКА ЗАВОДА NISSAN

Вторая половина марта стала для сотрудников завода Nissan вынужденными каникулами, которым они вряд ли рады. Конвейер остановлен с 16 по 31 марта, и в эти дни предприятие не будет выпускать кроссоверы X-Trail, Murano и Pathfinder, а также седан Teana. Более бюджетные модели Sentra и Tiida выпускаются в Ижевске, а Almera делают на АВТОВАЗе.

Причину снижения темпов производства в Nissan не скрывают – падение спроса.

По сравнению с Ford у японцев дела еще идут неплохо – продажи в январе и феврале упали «всего» на 34%.

 

ОСТАНОВКА ЗАВОДА RENAULT

С 16 февраля по 10 марта не работал московский завод Renault (опять же, этот простой не затронул автомобили, выпускаемые на мощностях в Тольятти). Причина та же – падение спроса и желание избежать потенциального кризиса перепроизводства и снизить расходы. У Renault продажи в январе также упали более чем на 30%.

 

ОСТАНОВКА ЗАВОДА PEUGEOT, CITROЁN И MITSUBISHI

У марок Peugeot, Citroёn и Mitsubishi тоже все плохо. Калужский завод «ПСМА Рус» не работал с 24 февраля по 9 марта, однако пресс-служба отрицала, что это связано с кризисом, заявив, что отпуск плановый и вызван необходимостью техобслуживания оборудования. Peugeot и Citroёn в феврале потеряли 84% и 83% спроса соответственно.

 

СОКРАЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА У VOLKSWAGEN AG

У концерна Volkswagen AG, который продает автомобили под маркой Volkswagen, Audi, Skoda, Porsche и Bentley (SEAT ушел с российского рынка), все хитро. Нижегородский завод, на котором собираются некоторые легковые автомобили Volkswagen и Skoda, с начала марта до конца апреля работает четыре дня в неделю. На калужском заводе концерна приостановлена крупноузловая сборка Audi Q5, Q7 и А7, в то время как сборка седанов А6 и А8 продолжается.

 

СОКРАЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА У GENERAL MOTORS

Американская компания General Motors в кризис 2008-2009 пострадала сильнее многих, и если не поддержка родного правительства, вряд ли бы выбралась. Сейчас и в России концерн вынужден сокращать издержки и риски: прекращена сборка по полному циклу моделей Chevrolet Cruze и Opel Astra, осталась только крупноузловая сборка Cadillac Escalade. Марка Opel в феврале печально отметила 86-процентное падение продаж, Chevrolet – 74-процентное.

...Приходится признать, что практически все российские автозаводы отреагировали на экономический упадок на автомобильном рынке. Те марки, которые на общем падении растут, относятся к премиальному сегменту и автомобили не собираются в России – в частности Porsche, Mercedes-Benz. Бюджетные бренды терпят крах и заводы вынуждены останавливать конвейеры.

Падение рынка настолько стремительно, что речь сейчас идет уже не только о локальном производстве и огромном штате рабочих, но и том, что многие марки вообще могут уйти из России.

Когда в месяц покупают от 200 до 10 000 автомобилей, компании впору прикрывать лавочку.

UPD: Как стало известно 18 марта, с российского рынка уходят такие маститые и массовые бренды как Opel и Chevrolet, у которых в России не только устоявшаяся репутация и широкая дилерская сеть, но и локальное производство. Это даже не SEAT. На этом фоне забастовки на Ford и простой заводов выглядит ерундой. А если вспомнить, что у Ford продажи упали на 80%, а у Honda сейчас в месяц продается около 200 машин, то прогнозы делать даже страшно.