«Соболь 4×4»: оргсобрание в Нижнем

Фото Константин Гусев
Помню, как много лет назад компания явно не совсем психически здоровых людей отправилась из Нижнего Новгорода за тысячи километров на полноприводных «Соболях» на полюс холода Оймякон. Тогда мы не думали о тюнинге и всевозможных внедорожных апгрейдах — собираясь в более чем дальний путь на незнакомых штатных машинах, просто брали по максимуму запчастей и думали только об одном — дойти, и по возможности — вернуться.

В том вполне авантюрном путешествии большая часть запчастей, к счастью, так и не понадобились, но мы заразились удивительным вирусом — «соболеводством». Прошло время, и такие же безумцы как мы наконец-то собрались со всей страны на родине этой удивительной машины, чтобы поделиться симптомами своего заболевания.

Фото Константин Гусев

Всегда приятно видеть знакомых людей. Вот экс-десантник, которые, впрочем, бывшими не бываюю, Миша Рябинин на своем белом красавце, который прошелся в этом году вместе с трансконтинентальным марафоном «Шелковый путь» и потратился только на новую лобовуху. А вот и Коля Марков вместе с семейством. В этом году он поразил гоночную общественность, отправившись на этапы Чемпионата России по ралли-рейдам в степи и пески Калмыкии вместе с женой и двумя детьми, одному из которых только недавно исполнился год. Когда его супруге журналисты задают вопрос «как она дошла до жизни такой», Маша только улыбается и говорит, что за 13 лет совместной жизни с Колей уже привыкла ничему не удивляться. Моя же половина долго меня пытала, чем я занимаюсь на гонках и в экспедициях, и тут я взял ее с собой, захватив заодно и детей. Поскольку свой личный «Соболь 4×4» пока не приобрел, то среднего сына посадил в марковский экипаж. Что-бы тот почувствовал, что такое триал для этого автомобиля и для совсем юного организма. Тем более, что в формате соболиных покатушек проходил чемпионат Нижегородской области по спортивному туризму. Из-под шлема у сына текли сопли, но 6-летнему парню понравилось. А когда он прокатился в качестве «штурмана» на находящемся в качестве демонстрации возможностей отечественной техники, дакаровском прототипе класса Т1 гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и при этом, на удивление, из желудка ничего не выплеснулось, бледный пацан сказал: «папа, возьми меня на настоящие гонки!».

Фото Константин Гусев

Тем временем, в нашей «соболеводческой секте» — новое пополнение, и как следствие — новые интересные люди. Которые, на удивление «старичкам», преподносят крайне интересные сюрпризы и заставляют в очередной раз вспомнить ту, первую «соболиную ходку» на Оймякон, когда на обледенелой грунтовке под названием «федеральная трасса Колыма» я налетел на большой валун. Не специально — деваться было некуда. Раннее утро, грунтовка покрыта льдом, справа скала, слева пропасть метров 30, к которой «трасса» идет под уклон… Инстинкт подсказывал, что оттормаживаться смысла нет — можно улететь. И я понесся на валун: удар заставил, несмотря на пристегнутый ремень, почти коснуться высокого потолка «Соболя» и задуматься о тщетности бытия. Но машина выдержала и даже амортизатор не потек и стойки не прогнулись. Про комфорт мы тогда не думали. А эти ребята…

Фото Константин Гусев

Вот вам первый «Соболь 4×4» в котором есть туалет и душевая. И не в разобранном виде, а в виде отсека. Об этом стоит поподробнее. Итак, год назад Сергей Рыбинцев собрался объехать на автомобиле всю Россию. Долго выбирал варианты, приценивался к бэушным иномаркам и «буханкам». Пообщавшись с Петром Груздевым (в начале года он возглавил экспедицию «Соболей» за Полярный Круг к заброшенному властью и оккупированному нефтяными магнатами поселку Варандей на берегу Северного Ледовитого океана), Сергей понял, что можно сделать из обычной газовской техники. В его распоряжение был полтора «ляма» рублей, оставшихся после продажи всей имеющейся в наличии техники. И он взял стокового «Соболя» и оставшиеся деньги вложил в удобный в странствиях апгрейд. В результате появилась уникальная конструкция, которая заставила содрогнуться даже самых богатых соболеводов. Еще бы — «Соболь 4Х4» со встроенным душем и биотуалетом, которые прячутся за стандартную заднюю дверь-распашонку. И это создано не для любителей «дачного оффроуда».

Фото Константин Гусев

Маршрут перемещений Сергея и спутницы с точке зрения любителей смотреть на карту прост: Москва-Мурманск-Волгоград-Ялта-Сочи-Грозный-Уфа-Ханты-Мансийск-Новосибирск-Иркутск-Магадан-Владивосток. Достойный повод для зависти олдовых соболеводов! И повод позавидовать тем, кто наблюдает за подобными вояжами в соцсетях. Груздев затащил Сергея на съезд, когда тот уже прошел весь европейский русский север, чтобы молодой адепт и о себе рассказал и других послушал. Например, как преодолевать скованную льдом Лену после закрытия ледовой переправы. Пригодятся в пути такие рассказы…

На съезде соболеводов главный приз за усовершенствование внедорожных качеств стокового «Соболя» занял еще один Сергей. Тот, пребывая в подмосковном клубе себе подобных «Колея 4×4», по классической схеме осваивал наследие УАЗа. А потом взял полноприводный «Соболь» и по старой памяти поехал на уазовские «покатушки». Знакомцы крутили пальцем у виска, но когда более массивный аппарат стал брать призовые места, перестали это делать.

Фото Константин Гусев

К сожалению, ментальные стереотипы продолжают играть в России ведущую роль. Почему-то повелось, что термин «бездорожье» связано именно с продукцией УАЗа. Увы, все в этом мире меняется. Местечковые «покорители бездорожья» все больше напоминают подгулявшее правление растащенного колхоза, каковым зачастую и является. Любимая народом «буханка» за 50 лет вообще не изменилась, и даже когда ее люксуют, все равно не будет автомобилем, на котором можно сделать трип от Москвы до Магадана. Только на рыбалку, на расстояние максимум 300 км, или на колхозный «пикник на природе» с огромным количеством спиртного. Но это не тот формат для масштабных свершений.