5 секретов «Дакара»: как стать победителем ралли-рейдов

Чтобы победить в знаменитом марафоне, потребуется​ как минимум, научиться дышать при +50 и похудеть на пару десятков килограммов. На что еще приходится идти участникам ради пьедестала, выяснил портал «АвтоВзгляд».

В канун Нового года состоялась встреча с чемпионами «Дакара» Владимиром Чагиным, Айратом Мардеевым, Антоном Шибаловым и Эдуардом Николаевым. Пилоты российской команды «КАМАЗ-мастер» рассказали журналистам о тяжелых трудовых буднях и объявили о полной боевой готовности к новому сезону экстремальной гонки. Так что же необходимо гонщикам для победы?

 

«ЖЕЛЕЗНЫЙ КОНЬ» ИЛИ ЖЕЛЕЗНЫЕ НЕРВЫ?

Оказывается, мало иметь навыки слаженной работы в команде и управления огромным спортивным грузовиком. Для достижения результатов, прежде всего, нужны стальные нервы, ведь с каждым годом организаторы придумывают все более ухищренные способы их пощекотать. Но если сыпучими песками, марафонскими пробегами и отвесными барханами никого уже не напугать, то специальные участки трассы могут заставить попотеть даже видавшего виды профессионала. Как, например, в Боливии, где маршрут проходит на высоте 4000 метров – дышать здесь очень тяжело, особенно после 300-400 километров динамических нагрузок и тряски. Многие участники ралли из-за сильнейших головных болей попросту останавливаются и только после привала продолжают движение. А как вам ситуация, когда с одной стороны дороги – скала, а с другой – пропасть? При этом дорожка шириной немногим больше, чем габариты обычной легковушки! Можно, конечно, преодолеть препятствие и пешком, но за грузовиком, как, впрочем, и в саму гонку, вы больше никогда не вернетесь.

ГОТОВНОСТЬ К ПОЛЕТУ В КОСМОС

Испытания для участников ралли-марафона ничуть не слабее тех, которым подвергаются космонавты во время подготовки к полетам – нагрузки здесь запредельные. Судите сами: по 8 часов в сутки в кабине кондового большегруза, не имеющего ни термо-, ни шумоизоляции, да еще и на пиковых скоростях в условиях полнейшего off road, а это не менее 650 километров пути при температурах свыше 50 градусов по Цельсию. И за 2 недели гонки – всего 1 день на отдых! В таких условиях, говорят пилоты, теряешь за этап до 12 килограммов веса.

 

УМЕНИЕ ПРОСЧИТЫВАТЬ ЛЮБЫЕ «НЕМЕЛОЧИ»

Лишний вес для автомобиля – выражаясь языком спортсменов – смерть, ведь перед прохождением каждого из спецучастков приходится рассчитывать «до последней капельки» уровень всех жидкостей в машине, включая топливо и пресную воду на борту. При этом для разных маршрутов – индивидуальные технические расчеты. Ошибка тут не простительна, потому как есть риск застрять где-нибудь в пустыне или горах и о победе можно забыть. Конечно, экипаж эвакуируют или дозаправят грузовик с воздуха, но наверстать упущенное время уже вряд ли получится.

ПОДДЕРЖКА, НО НЕ ТОЛЬКО БОЛЕЛЬЩИКОВ

В рамках трансляции марафона болельщики видят лишь штурманов и пилотов, однако за кадром спортсменов сопровождают еще с десяток машин и более 40 специалистов различного профиля, которые мгновенно придут на помощь в случае поломки или аварии. Такие мобильные группы поддержки имеются у всех команд без исключения. По рассказам гонщиков, бывало, что за пару часов «технари» умудрялись восстановить едва ли не полностью разрушенную машину. В суровых экстремальных условиях, в которых проходят ралли, без квалифицированных мастеров просто не обойтись.

 

НИКАКОЙ РОМАНТИКИ

Да, неописуемой красоты природа с высокогорными пейзажами и безмолвием пустынь – это обворожительно. Места, по которым проходят ралли-рейды, изумляют, но не спешите завидовать спортсменам, ведь участки они проходят на предельных скоростях, не отвлекаясь от дороги ни на секунду. По словам наших гонщиков, «просматривая запись, иногда даже не верится, что удалось побывать в этих чудных местах, но так ничего и не увидеть». С другой стороны, цена ошибки может обернуться трагедией, поэтому все внимание сосредоточено на управлении и планировании маневров. Не зря же ведь «Дакар» называют приключением, не терпящим компромиссов.