Как, съезжая на бездорожье в незнакомом месте, не засадить машину

Отправляясь на рыбалку в незнакомое место или решив посетить забытые путеводителями, а значит и дорожниками, красивейшие места русской глубинки, всегда есть риск застрять на бездорожье по пути к цели. Поэтому, как минимум, следует запастись тросом, лопатой, домкратом, насосом, топором и резиновыми сапогами. Эти «гаджеты» помогут в случае чего вызволить застрявшую машину. Но все же лучше так преодолевать бездорожье, чтобы ими не пользоваться.

Для этого, для начала, при съезде на серьезное бездорожье уменьшите давление в колесах приблизительно до одной атмосферы, что увеличит пятно контакта с поверхностью и улучшит проходимость машины.

Но главное при съезде с асфальта в незнакомой местности на грунт – учитывать свои водительские возможности, а также внедорожные возможности автомобиля. Необходимо адекватно соизмерять внедорожный арсенал машины – привод автомобиля, углы въезда/съезда и продольной проходимости, дорожный просвет, габариты – с тем бездорожьем, которое предстоит преодолеть. Учтите, что автомобиль с механической трансмиссией более приспособлен к движению по бездорожью, чем машина с «автоматом». Конечно же, уверенности в себе значительно прибавит полноприводный вариант, а также наличие пониженной передачи с раздаточной коробкой.

И прежде чем отправляться покорять «оффроуд», если вы не профессиональный рейдер, не лишним будет изучить геометрию днища автомобиля и запомнить расположение наиболее уязвимых частей, чтобы не повредить их о камни, пни и прочие препятствия. Обычно это картер, топливный бак, мосты и коробка передач.

ТРИ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛА

В мокром грунте машине легче увязнуть, чем в сухом. И наоборот – в сухом песке проще застрять, чем в мокром. Поэтому в случае, если вам предстоит по тому же пути возвращаться обратно, необходимо всегда помнить, что дорожные условия могут меняться не в вашу пользу. Если мокрый песок высохнет, а сухой грунт намокнет, лучше найти другой маршрут. При этом надо учитывать и градус наклона дороги – общеизвестно, что в гору всегда ехать сложней.

Руль на бездорожье следует держать по всем правилам – крепко и двумя руками. Случается, что в результате удара колес о препятствие, «баранка» может резко повернуться и серьезно травмировать пальцы. Не следует переключать передачу в момент прохождения сложного участка.

При движении по песку и грунту не следует слишком замедляться, необходимо выдерживать скорость в пределах 30 км/ч. Особенно не стоит замедляться на ямках, в углублениях и прочих неровностях, даже несмотря на изрядную тряску. При следовании по песчаной накатанной дороге, не уходите из коли, забираясь на бортики, так как в этом случае велик риск сесть на брюхо.

 

ВВЕРХ И ВНИЗ

Хорошо, если водительский опыт позволит сразу определить крутизну подъема и подобрать в механической трансмиссии ту передачу, которая обеспечит адекватное тяговое усилие на колесах.

Имейте в виду, на подъеме желательно не переключать передачи, не останавливаться и не поворачивать. Главное – не допускать перегазовки и пробуксовки. На внедорожниках крутые подъемы преодолевают, как правило, на понижающей передаче в раздаточной коробке и на первой скорости. Приближаясь к вершине холма, необходимо убедиться, что за возвышенностью нет неприятных сюрпризов в виде внезапных препятствий.

Преодоление спусков, как, впрочем, и подъемов, осуществляется с выставленными по траектории движения колесами, на постоянной передаче без использования педали тормоза. Крутой и длинный спуск со скользким покрытием следует брать с особой осторожностью на автомобиле с «автоматом» без ручного режима. Излишнее торможение чревато аварийной ситуацией. Главное преимущество механической трансмиссии – возможность тормозить двигателем на пониженной передаче.

 


РАСКАЧИВАЕМ ГРУНТ

Если автомобиль начал пробуксовывать в ямке, углублении или луже, плавно сбросьте газ, чтобы восстановить сцепление. В этом случае, прежде всего, нужно попытаться отъехать назад несколько метров и выбраться из потенциальной ловушки. Если водитель уверен в своих силах, то можно попытаться взять проблемное место накатом, преодолев его с помощью инерционных сил.

Если, застряв в мокром грунте, нет возможности проехать ни назад, ни вперед, попробуйте «раскачать машину» – в крайне быстром темпе менять направление движения: назад-вперед, назад-вперед. Интервалы между такими переключениями должны быть минимальными, при этом главное подстроиться под ритм колебаний автомобиля, повторяя их такт. Увеличивая таким образом амплитуду движений машины и по мере нарастания инерционных сил, можно попытаться выехать из препятствия. Конечно, речь здесь идет о машинах с механической трансмиссией, так как с «автоматом» это сделать будет не так просто.

Если и этот способ не помог, придется искать твердые предметы – чаще всего это доски, бревна, ветки, хворост, и т.д. Если подложить их под ведущие колеса, то есть шанс увеличить сцепление шин с грунтом.

 

ПЕСОЧНЫЙ ПЛЕН

Если машина увязла в песке, ни в коем случае нельзя перегазовывать, иначе автомобиль «закопается» еще глубже. Лучше сразу попытаться найти другую машину, а еще лучше – трактор, который смог бы без труда вытащить застрявшее авто с помощью троса. Если же такой возможности нет, то придется максимально разгрузить машину; спустить давление шин до одной атмосферы, если вы до сих пор этого не сделали; поднять автомобиль с помощью домкрата; подкопать углубление под колесами и днищем автомобиля и длиной в один метр от переднего и заднего бампера; подложить под колеса любые твердые предметы – доски, палки, бревна, ветки, камни; по возможности (в случае расположения рядом водоема) намочите песок, чтобы сделать его прочнее.

...И напоследок один общий совет. Двигаясь по незнакомой местности, постарайтесь максимально далеко просматривать предстоящий отрезок дороги. Если на пути возник участок, прохождение которого вызывает даже самые малейшие сомнения, лучше не полениться пройти его пешком и внимательно осмотреть опасный отрезок дороги.