Российский авторынок выходит из штопора

Фото: LADA
В марте на российском рынке было продано 160 180 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 1,8% больше показателей годичной давности. Если смотреть на первый квартал в целом, то реализация сохранилась практически на уровне прошлого года (-0,3%). За счет чего автопродажам удалось выйти из минуса?

Неизменным лидером на отечественном рынке остается LADA: «автовазовским» дилерам удалось реализовать 33 821 автомобиль, подняв динамику на 10%. На втором месте отметилась KIA с 19 560 экземплярами и ростом в 2%. Тройку лидеров по-прежнему замыкает Hyundai, чьими авто, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), заинтересовались 16 322 покупателя. Но весна для этого бренда началась не очень удачно: −2%.

Далее следует Renault (13 051 единица, −7%), а на пятой строчке прописалась Toyota (9224 машины, +3%). Кроме того, в ТОП-10 разместились по порядку: Volkswagen (8529 штук, −1%), Nissan (8136 единиц, +27%), Skoda (6956 единиц, +7%), «Группа ГАЗ» (4984 автомобиля, −1%) и Mitsubishi (4905 авто, −6%).

– Результаты достигнуты значительно большим усилием участников рынка, так как покупательский спрос пока отстает от темпа, заданного год назад. — комментирует ситуацию председатель АЕБ Йорг Шрайбер. — Государственные субсидии для бюджетных автомобилей, доступные с марта, очевидно, также помогли в целом улучшить картину рынка за прошедший месяц.

Примечательно, что самую внушительную, практически коcмическую динамику показали китайские марки (но не все). Так, Geely продала 643 (+337%), чуть меньше удивил Haval (558 машин, +253%) и HTM (7 экземпляров, +250%). Правда, в количественном выражении продажи выглядят не так внушительно, а процентный рост объясняется низкими прошлогодними продажами.

Больше остальных в марте просели коммерческие автомобили Mercedes-Benz (149 автомобилей, −75%), бывший лидер среди «китайцев» Lifan (490 единиц, −63%), а также Honda (148 штук, −60%).

– Основная причина снижения продаж на авторынке в январе-феврале 2019 года — отсутствие на складах дилеров моделей 2018 года, которые были распроданы еще в ноябре-декабре в преддверии повышения НДС и связанного с этим роста цен на автомобили, — комментирует итоги продаж генеральный директор «Порше Центр Таганка» Алексей Забелкин. — В марте склады дилеров наполнились моделями 2019 года, автомобили стали доступны к продаже, поэтому мы отмечаем общее оживление на авторынке. Кроме того стартовала программа господдержки, которая оказала положительное влияние на массовый сегмент.

Сейчас рынок останется на уровне прошлого года, падения продаж мы не ожидаем — российский автопарк уже порядком устарел и автовладельцы в любом случае будут менять авто на новые. Первый квартал — межсезонье, когда и автопроизводители и государство наблюдает за динамикой рынка, во втором квартале уже можно ожидать активные поддержки продаж со стороны всех участников рынка. Мой общий прогноз по авторынку не изменен — плюс 3—5% по итогам 2019 года.