— Да никак не скажется, — комментирует ситуацию директор по послепродажному обслуживанию компании «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов. — Актуальность соответствия отечественных жидкостей иностранным стандартам сейчас, в условиях санкций, не так важна, как это было еще несколько лет назад. Гораздо важнее соответствие реализуемых в стране смазок и прочей важной автохимии ожиданиям российских автовладельцев.
Но как раз в этом плане проблем нет, ведь для нас основным стандартом являются ГОСТы, которые, возможно, предъявляют к продукту не столь высокие требования, как международные институты. Но я уверен, что производители будут стараться сохранить качество продукта на внутреннем рынке, на котором сохраняется высокая конкуренция, и без контроля иностранных экспертов — уверен специалист.
— Российских потребителей сложившаяся ситуация пугать не должна, — уверен и директор по производству и операционным вопросам представительства компании Rinnol в России Андрей Носов. — А так называемые «OEM-одобрения» (Original Equipment Manufacturer) — специальные одобрения автопроизводителей — предназначены для подтверждения, что состав масла или иной жидкости известен им и подходит для определенных моделей техники. Однако одобрения эти носят чисто рекомендательный характер и используются исключительно для повышения доверия клиентов, — уверен наш собеседник.
— Важно подчеркнуть, — уточняет эксперт, что наличие или отсутствие пресловутых западных «одобрямс» никак не влияет на возможность производства и продажи технических жидкостей в России. Если срок действия OEM-одобрения истек, это не значит, что масло стало хуже. Качество продукции контролируется и подтверждается другими документами, такими, скажем, как паспорт безопасности и декларация соответствия (ДС), которые потребитель вправе запросить у продавца. Эти бумаги содержат исчерпывающую информацию о свойствах продукта и его соответствии стандартам.
Кстати, во многих регионах мира OEM-одобрения не получили широкого применения. Например, производители масел в Китае редко прибегают к этой системе, что никак не отражается на качестве их продукции.
— Потребители большинства азиатских стран ориентируются не на значки OEM, а на состав продукта, его свойства. OEM-одобрения имеют значительное влияние только в Европе и Северной Америке, где маркетинг играет ключевую роль в принятии решений потребителями, — утверждает представитель Rinnol. — Качество же российских и импортных технических жидкостей, представленных у нас сейчас, остается на высоком уровне и полностью соответствует требованиям внутреннего рынка, независимо от сроков действия OEM-одобрений. Так что покупатели могут быть уверены в безопасности и эффективности продукта благодаря наличию соответствующей документации, — уверен г-н Носов.
Напомним, что ранее портал «АвтоВзгляд» уже обращал внимание на тот факт, что многие техжидкости не российского происхождения, важные для обслуживания автомобилей (будем откровенны — произведенные в КНР) и не имеющие при этом подтверждения качества авторитетных международных институтов, в реальности действительно не отвечают некоторым техническим требованиям, которые должны к ним предъявляться, даже если речь идет об автомобилях, произведенных самими китайцами.
Однако следует понимать: сам факт истечения формальных сроков действия пресловутых OEM-одобрений, естественно, не означает автоматического исчерпания доверия ко всем автомобильным маслам и жидкостям вообще, зарекомендовавшим себя у отечественных водителей. Просто по тому соображению, что российский рынок в настоящее время действительно очень насыщенный и конкурентоспособный.
И в том случае, если, например, через несколько месяцев признанное потребителями наиболее качественное моторное масло от известного бренда вдруг на практике станет показывать себя с худшей стороны, вряд ли это обстоятельство останется незамеченным для широких пользовательских масс.
Вероятно, такое событие не станет предметом для публичных дискуссий сразу же. Но по прошествии некоторого времени подобное изменение все равно станет достаточным для критики целого бренда. Что, в свою очередь, довольно серьезный риск для репутации конкретных авторитетных игроков рынка.
В заключение этого краткого аналитического материала отметим один важный аспект, касающийся производства автомобильных масел и смазок. Эксперты фиксируют, что в России это товарное направление за последние два года приросло несколькими десятками крупных бизнес-площадок, где налажен выпуск продукции различных, в том числе и самых современных спецификаций. При этом ее стоимость гораздо ниже зарубежных аналогов.
В качестве примера такой продукции можно привести отечественные смазочные материалы марки Reinwell. Уровень их производства отточен настолько, что позволяет выпускать автомобильные лубриканты, которые по свои рабочим характеристикам не только не уступают, но даже превосходят именитые зарубежные аналоги.
Подтверждением этому служат результаты ходовых испытаний лубриканта Reinwell Optimum 5W-40, проведенных в нынешнем сезоне рядом авторитетных профильных изданий. В ходе тестирования показатели этого масла сравнивались с параметрами оригинального продукта от Nissan со спецификацией 5W-40 KE900-90042-R.
Итоги испытаний наглядно показали, что после 10 000 км контрольного пробега лубрикант от Reinwell остался в работоспособном состоянии по всем основным показателям. Концентрация присадок в российском масле существенно не изменилась, вязкость его фиксировалась в границах стандарта SAE W-40 и, что очень важно, оно еще сохранило стойкость к окислению. А вот у японского «оригинала» запас прочности оказался заметно ниже, вследствие чего уже после 8000 км пробега его было рекомендовано заменить.