Кто и зачем разваливает АВТОВАЗ

Медленно, но верно паровоз отечественной автоиндустрии идет ко дну. Ему уже никогда не вылезти из многомиллиардных убытков, как, впрочем, и не сделать по-настоящему качественный продукт. А все потому, что лучший советский автозавод разваливают целенаправленно.

Несмотря на громкие премьеры «иксобразных» новинок LADA Vesta и XRAY, качество которых за эти деньги явно оставляет желать лучшего, дела у АВТОВАЗа идут все хуже и хуже. Тольяттинцы окончательно отказались от содержания дочерних предприятий, закрыв и ОПП, и ВИС-Авто, и LADA Sport, кое-как пытаясь избавиться от скопившихся на их площадках автомобилей. Мы уже не говорим про сокращение производственных процессов на головном конвейере, а также массовые увольнения персонала.

Меры вполне ожидаемые и в какой-то степени даже оправданные – иначе как сводить концы с концами откровенно загибающемуся заводу, чьи убытки перевалили за 73 млрд. рублей? Но позвольте, как объяснить тот факт, что производство пятидверной LADA 4x4, которую практически никто не покупает, переносят из ОПП на основную линию? Иными словами, в организацию выпуска модели, разошедшейся за 8 месяцев прошлого года тиражом всего в 5500 экземпляров (обычная «трехдверка» за тот же промежуток времени нашла почти 18 500 владельцев), менеджмент завода зачем-то продолжает вкладывать немалые деньги.

Похоже, не зря бывшие сотрудники завода, а вместе с ними и независимые эксперты, обвиняют вазовцев в растрате выделенных средств на собственные нужды. Но как бы там ни было, а перенос длиннобазной «Нивы» на линию LADA Priora состоялся.

Кстати, о «Приоре». Тут тоже вырисовывается не менее любопытная картина. Машину «раздели» почти полностью, оставив, пожалуй, лишь руль и сиденья, а сильно дешевле она не стала. Судите сами – голая, а со следующего месяца и единственная комплектация авто стоит всего на 40 000 рублей меньше текущей версии и на целых 60 000 дороже ранее заяваленного прайса! Грубо говоря, автомобиль стал хуже в оснащении-оформлении, но в цене не изменился. Ход, конечно, хитрый, но только на взгляд заводчан – потребитель же вряд ли на него поведется. Да и акционеры вряд ли его оценят.

Впрочем, ни они, ни государство АВТОВАЗу уже не верят: вряд ли ребята из Внешэкономбанка, Ростеха и Renault-Nissan еще хоть раз пожертвуют заводу копеечку. Если, конечно, в распиливании средств, в том числе и налогоплательщиков, не заинтересованы они сами. Стимулирующие меры в виде программ льготного автокредитования, утилизации и прочих субсидий пользу приносят крошечную – уж слишком крепко застрял в долгах автостроитель.

А последняя аудиторская проверка и вовсе показала, что Волжский завод не в состоянии осуществлять дальнейшую деятельность. Не помогли ни сокращенная до четырех дней рабочая неделя, ни уменьшение зарплаты сотрудникам, которую, кстати сказать, вот-вот порежут еще на 20%.

Эксперты уверены, что самоликвидация АВТОВАЗа неминуема. Хотя бы для того, чтобы дать зеленый свет западным коллегам-конкурентам с их «Датсунами», «Дастерами», «Логанами» и тому подобными «Сандеро».

Более того, в альянсе уже не раз говорили о том, что не хотят, да и – к гадалке не ходи – не будут создавать внутреннюю конкуренцию между брендами, что, в общем-то, вполне оправдано. Поэтому панихида по умирающему предприятию с полувековой историей – результат ожидаемый. Вопрос времени, которого, как мы видим, у волжан почти не осталось.

Как, впрочем, и не осталось шансов  у шведского варяга Бу Андерссона: ему сулят скорую отставку. По неподтвержденным данным, умело отработавший заказ управленец покинет свой пост уже в начале марта (по другим сведениям – максимум летом).

Кто будет следующим? Возможно, Павел Жукалов – он же вице-президент АВТОВАЗа по безопасности, а быть может, действующий директор «LADA Ижевск» Михаил Рябов. Ясно одно – будь это хоть генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин, которого так же прочат на место Андерссона, на должности президента Волжского автозавода ему все равно долго не просидеть.

Если автогигант и не потонет полностью, то руководящий пост однозначно займет очередной иностранец. Буржуям ведь лучше знать, как правильно распорядиться российским автопромом.

А пока АВТОВАЗ тихонько доживает свой век, его можно трепать по полной: полагаем, что обнаруженная ежегодной ревизией недостача в сумме 19 000 000 рублей, пусть и в виде пропавших деталей и комплектующих, еще далеко не последние материальные ценности, которыми можно поживиться на предприятии.