17739

25-я «Олдтаймер-галерея» – 95-летию Гаража особого назначения​

Только что открылась юбилейная – 25-я по счету сорокинская – «Олдтаймер-галерея». Согласно таблице умножения, двадцать пять это пять в квадрате. И нынешний «квадрат» получился у господина Ильи Сорокина явно выдержанным в черных тонах. Большинство представленных на выставке автомобилей окрашено в строгий черный цвет. Оно и не мудрено: ведь главная тема нынешней экспозиции – 95-летие Гаража особого назначения.
Изображение 25-я «Олдтаймер-галерея» – 95-летию Гаража особого назначения​

Завсегдатаи «Олдтаймер-галереи» наверняка вспомнят, что тема машин ГОНа уже присутствовала на одной из вставок 9 лет назад. Однако нынешний показ все-таки не является повтором. В зале среди доставленных сюда из кремлевских «закромов», некоторых крупных музеев, частных коллекций колесных раритетов можно увидеть несколько новых, незнакомых взгляду экспонатов.

Сразу на входе в «ГОНовский» зал привлекает внимание 100-летний чудо-бензиномотор. Фаэтон Delaunnay-Belleville модели Belvalette 24 Hp. Известно, что именно «моторы» французской фирмы «Делано-Белльвиль» предпочитал использовать для езды последний русский император (и «по совместительству» – фактический основатель Гаража особого назначения) Николай II. Таких Delaunnay разных моделей и лет выпуска для Собственного Его Императорского Величества гаража было закуплено несколько (в том числе и самый первый царский автомобиль был именно этой марки).

Среди них были даже «эксклюзивные» экземпляры: в 1909 году французами был выпущены специально по заказу Российского императорского дома несколько автомобилей-ландо модели Delaunnay-Belleville 70 SMT, последние три буквы индекса расшифровывались как Sa Majeste le Tsar – Его Величество Царь. Увы, из тех николаевских «моторов» до наших дней не уцелел ни один. Тот экземпляр, который демонстрируется на нынешней выставке, предоставлен одним из частных коллекционеров.

Это серийно выпускавшийся в 1910-е гг. 6-местный фаэтон, как и все модели данной фирмы он имеет характерную внешнюю особенность – капот «бочкообразной» цилиндрической формы. Автомобиль весом 2250 кг оснащен четырехцилиндровым двигателем мощностью 24 л. с.

Еще один образец-аналог машин из царского гаража (многие из которых после революции перешли в пользование большевистских вождей) – семиместный Rolls-Royce Phantom I Open Tourer Pall Mall. Он также доставлен на выставку из частного собрания.

В рядах советских лимузинов, сверкающих полированными черными боками и хромированными деталями совсем неожиданно выглядит «побитый жизнью» бронированный «членовоз» ЗИЛ-4105. Одно из толстенных боковых стекол в трещинах, а на заднем и вовсе отчетливо видны следы попадания пуль. Оказывается, перед нами – экспериментальный экземпляр. На нем в 1980-е проводились испытания только что созданной специалистами в СССР новой специальной защиты автомобильных стекол и кузова: ЗИЛ подвергли обстрелу из автоматов и другого стрелкового оружия.

Заслуживает особого упоминания и еще один «зилок» – созданный в горбачевские времена на базе серийного правительственного лимузина ЗИЛ-41047 его «боевой» вариант – ЗИЛ-41072 «Скорпион». Это специальная машина сопровождения, в которой предусмотрены дополнительные опции для ведения боевых действий в случае нападения на кортеж.

Находящиеся внутри сотрудники охраны могут воспользоваться широкими порожками, которые позволяют находиться во время движения машины фактически за ее бортом, а благодаря большому сдвижному люку, можно на ходу даже выбраться на крышу автомобиля и находиться там, держась за специально предусмотренные поручни...

В других залах «Олдтаймер-галереи» можно увидеть армейскую и гражданскую технику (в том числе даже гусеничную) 1930-х – 1970-х гг. Внимание привлекают несколько очень редких автомобилей. Среди них самый уникальный Volvo – спорткар P1900. Руководство шведской компании, реагируя на статистические данные о возросших доходах населения в середине 1950-х, решило предложить для состоятельных господ спортивное купе.

По замыслам, эта новинка должна была стать конкурентами американским четырехколесным «спортсменам» Ford Mustang и Chevrolet Corvette. Следуя в модном тогда «тренде», шведы решили использовать кузов из стеклопластика. Однако этот опыт оказался неудачным: пластиковый кузов Р1900 получился недостаточно жестким, а в результате водители жаловались, что у новой скоростной машины при прохождении крутых поворотов самопроизвольно открываются двери!

Тогдашний глава компании Гуннар Энгеллау, узнав об этом, лично провел тестовый заезд на «вольвовском» спорткаре и, убедившись в справедливости претензий, распорядился прекратить выпуск таких машин на заводе. В итоге в общей сложности за период c 1956 по 1957 гг. их было собрано всего 67 штук. В дальнейшем шведские инженеры переработали конструкцию спорткара, учтя предыдущие свои ошибки, и в серию через несколько была запущена другая модель – Volvo P1800.

Что же касается «неудачника» «тысяча девятисотого», то каждая из выпущенных нескольких десятков машин стала со временем желанным экспонатом для коллекционеров. За их судьбой пристально следят, в ожидании, когда повезет перекупить такой раритет у прежнего владельца. Не так давно один из Р1900 получил «российское гражданство», и мы получили возможность увидеть самый редкий Volvo.

Не меньший пиетет среди ценителей колесной старины способен вызвать и другой экспонат нынешней «Олдтаймер-галереи» – кабриолет Mercedes-Benz 770K W07, выпущенный в 1937 году. Это самый большой легковой «мерс» из всех довоенных моделей. Двигатель объемом 7,7 л, снабженный вдобавок еще и компрессором, способен развивать мощность до 200 л. с.

Именно такими супер-кабриолетами пользовались все высшие руководители Третьего Рейха, многие европейские монархи и даже Папа Римский. Экземпляр, который демонстрируется на выставке, также принадлежал в свое время монаршей персоне: рейхсканцлер Германии подарил его болгарскому королю Борису III.

Прямая противоположность предыдущим двум машинам – сугубо утилитарный образец нашего советского довоенного машиностроения, 6-тонный артиллерийский гусеничный тягач СТЗ-5 «Сталинец» (1937 г.). Таких «богатырей», спроектированных при участии специалистов института НАТИ, начали выпускать на Сталинградском тракторном заводе. Двигатель мощностью 56 л. с. расположен внутри кабины, за которой располагается платформа с откидными бортами и скамейками для размещения на марше орудийного расчета (при этом командир располагался в кабине вместе с механиком водителем).

«Сталинцев» завод выпускал даже под вражеским обстрелом – вплоть до прорыва немецкой пехоты на территорию предприятия в августе 1942-го. Из почти 10 тысяч таких машин до сегодняшнего дня уцелели и восстановлены лишь несколько штук. Данный экземпляр демонстрируется мастерской Шаманского в процессе реставрации.

Очень оригинальную экспозицию представил один из участников нынешней выставки. Посреди павильона устроен темный «сарай», а в нем расставлены ржавые, грязные, разукомплектованные автомобили 1930-х – 1950-х (английский Singer SM Roadster (1955 г.), французские Panhard-Levassor 6CS (1934 г.) и Aries Type CC4S (1930 г.) .

Это фрагмент знаменитой «колекции Роже Байона», которая по прихоти ее прежнего хозяина почти полвека хранилась под навесом в поместье на западе Франции в своем «естественном» (то есть безо всякой реставрации и профилактики) виде. Эта «живописная ржавчина» смотрится весьма романтично.