Мошенник умен, обладает актерскими навыками, знаком с азами практической человеческой психологии, “дружит” с Уголовным кодексом, быстро находит оригинальный выход из нестандартной ситуации. Он редко меняет сферы деятельности, работает по хорошо отлаженным схемам. Милиционеры многих аферистов знают в лицо и их местонахождение, но привлечь к уголовной ответственности не могут. Собрать доказательную базу для суда против таких “скользких типчиков” не то что сложно, иногда просто невозможно.
В делах о мошенничестве нет следов насилия и трупов, оружия или преступного оборудования и свидетелей. Короче говоря, по части улик — полная стерильность. Зачастую все действо по “честному отъему денег у населения”, как отмечают сами стражи порядка, разворачивается в так называемой “приграничной зоне”. Фактически явного нарушения закона нет, присутствует лишь намек на противоправные действия, а точнее, на то, что человека именно принудили, а не он сам по доброй воле расстался со своими кровными. Единственным подтверждением совершенного злодейства становится чувство досады жертвы и опустошенный кошелек.
В субботу на Митинском радиорынке яблоку не где упасть, а не то что машину припарковать. Но Николаю С. повезло. Как по заказу, буквально перед его носом место на стоянке освободила “восьмерка”, и он без мытарств припарковал свой Mercedes 200 (1996 года выпуска). На выбор и приобретение вожделенной стереосистемы у Николая в общей сложности ушло полтора-два часа. Радость от удачной покупки била через край. Душу меломана особо грел факт удачного торга с продавцом аппаратуры — удалось сбить цену аж на 20 долларов. Погрузка стереосистемы в машину отняла еще немного времени. Пришлось “повоевать” с колонками. В итоге громоздкие коробки со скрипом, но все-таки разместились на заднем сиденье. Пора и домой. Но не тут-то было.
При нажатии кнопок на брелоках две сигнализации звонким попискиванием просигнализировали — автомобиль снят с охраны. Стартер без каких-либо признаков на неисправность добротно прокрутил мотор. Да вот беда — двигатель категорично отказался заводиться. Как и подобает бывалому водителю, Николай, уперевшись взглядом в движок, на пять минут застыл перед открытым капотом “мерина”. Сеанс гипноза прервал подошедший молодой человек: “Что, не заводится? Хотите, я вам помогу”. Николай С. посчитал себя “тертым калачом” и учтиво от предложения отказался.
Подергав какие-то проводки под капотом, щелкнув несколько раз сигнализациями и еще раз безуспешно крутанув стартером, автовладелец решил поменять батарейки в брелоках сигнализаций, логично рассуждая, что его машина вот так просто “на ровном” месте сломаться не может. И вновь пошел на рынок. Только он сделал три шага от автомобиля, рядом с ним словно из-под земли “вырос” пацаненок: “Дяденька, а не боитесь,что из машины аппаратуру украдут? Знаете, тут пока один ходил за шаурмой, так из его джипа меньше чем за минуту телек громадный за две штуки “баксов” сперли. Давайте полтинник, я тачку посторожу”. Прикинув в уме расстояние от автомобиля до ближайшей точки продажи батареек и сообразив, что в минутный норматив он по любому не уложится, Николай попрощался со своими 50 рублями. Новые батарейки ситуацию не изменили. Двигатель Mercedes по- прежнему не заводился. Тут вновь появился уже знакомый парень. Правда, теперь за свою помощь он запросил 30 “баксов”. Николай счел более рентабельным вызвать друга-автослесаря. Однако не дозвонился. Нервы уже были на пределе, когда парень из местной “службы спасения” подвалил в третий раз: “Ну что, может, все-таки помочь? Ведь на буксире не потащите — коробка-то автоматическая. Эвакуатор дешевле чем за 70 “зеленых” не найдете. Так и быть: 20 “баксов” — и я вам помогу завести мотор”. Николай сдался.
Действовал ”спасатель” примерно по тому же алгоритму, что и Николай. Гипнотический взгляд на мотор. Неспешное подергивание высоковольтных проводов. Затем, сев за руль, он начал одной рукой шарить под рулевой колонкой. Одновременно паренек с кем-то разговаривал по мобильному. Телефонный диалог закончился словами: “Ну все, встречай сегодня в девять вечера”. После чего последовал поворот ключа зажигания, и мотор послушно завелся. На вопрос Николая, как ему это удалось и где скрыта неисправность, паренек любезно попросил выплатить гонорар и лукаво проворковал насчет какого-то контакта. Николай заколебался: жадность и неуловимое внутреннее чувство, что где-то его “надули”, не давали спокойно расстаться с 20 долларами. “Мужик, не гневи Бога. Гони двадцатку, — напирал парень. — Ведь двигатель может заглохнуть снова. И тогда меньше чем за 50 “президентов” я к машине и не подойду”.
Покидая рынок, наш герой не мог отделаться от мысли, что его автомобиль сломался не просто так, а с чей-то “доброй” помощью. Верилось в это с трудом. Но когда Николай увидел, как на его место сразу же встала та самая “восьмерка”, три часа назад освободившая ему место, все сомнения развеялись. Правда, оставался открытым вопрос, как злоумышленникам удалось дистанционно блокировать две сигнализации. Хотя стоит ли удивляться? На Митинском радиорынке кулибиных-электронщиков, на “коленке” создающих высокотехнологичные продукты, всегда хватало.
Степан А. из города Курск приехал в Москву специально за автомобилем и обратился в одну маленькую фирму, специализирующуюся на помощи в подборе авто. В конторе ему выдали длиннющий список предложений, а милая девушка речитативом проворковала, что их фирма также оформляет сделки купли-продажи и даже помогает поставить автомобиль на учет в ГАИ. В общем, за все про все Степана попросили выложить 1500 рублей и подписать договор на оказание услуг. И покупатель заторопился на встречу с продавцами автомобилей. Первые же смотрины попали в “точку”. Достойный “жигуленок” — недорого и в хорошем состоянии. Продавец — милый человек — оказался учителем истории и скинул целых 60 долларов. Ударили по рукам и поехали оформлять в сделку.
Историк предложил все документы оформить в фирме рядом с его домом. Степан не согласился: у него на руках договор согласно которому ему за полторы штуки “деревянных” бесплатно оформят сделку купли-продажи. Фирмачи при этом заверяли, что владельцы автомобилей в курсе. Но продавец был неумолим. Никакой контры он знать не знает — дал объявление о продаже своих “Жигулей” неделю назад в одной из газет. В подтверждение своих слов ту самую газету и продемонстрировал. Делать Степану было нечего. Сообразив, как лихо “развели” его на фирме, он согласился со всеми условиями — не воевать же с обманщиками из-за полутора тысяч. Да и когда, если до дому — не ближний свет...