Итак, ваш корреспондент совершила вынужденную посадку в метро. И столкнулась с полным беспределом, царящим в общественном транспорте.
А еще говорят, что беспредел творится на дороге...
Да в метро похлеще будет. Правда, последствия несопоставимы.
Езда в автомобиле худо-бедно, но регламентирована и подчинена определенным правилам, которые в общем и целом соблюдаются. Езда в общественном транспорте — нет. К чести автомобилистов надо сказать, что у них, оказавшихся в метро волей случая, нервы крепче и психика здоровее, чем у хронических пассажиров. Еду, вагон слегка раскачивается. Соответственно раскачивается все, что в нем находится: влево-вправо, влево-вправо. Совсем немного. Стоящая рядом тетка не сдается силе инерции. Она сопротивляется ей и толпе. Когда все качнулись в ее сторону, она расставила ноги, встала крепко-крепко, напрягла сбитую на совесть тушу и давила толпу в противоположную сторону. А потом раз — и резко отпустила. Но локоть выставила. Дескать, надоело ей одной всех держать.
То ли дело те двое. Очевидно, непостоянные посетители подземки. У них спрашивают, выходят ли они, и просят пропустить. Сейчас, отвечают, начнем тормозить, посмотрим, в какую сторону двигаться. То есть чтобы не против инерции. Люди, привыкшие ездить по правилам, и без машины пытаются соблюдать хоть какие-то понятия.
Как в толпе повернуть налево-направо? Ну да, сначала посмотришь, не несется ли кто сломя голову прямо. Если несется, пропустишь. Но ведь обычно-то не пропускают. Подрезают как хотят. Если хочешь кого-то обойти, этот кто-то может вдруг возмутиться. Его возмущение необосновано, поэтому выражает он его тайком: выставляет в вашу сторону локоть, сумку. И на дороге, бывает, как-то пытаются выразить возмущение, но редко. За рулем тоже встречаются люди с неуравновешенной психикой, ведь справки о несостоянии на специальном учете могут дать любому психу в платной медкомиссии.
В переполненном вагоне есть смысл соблюдать “движение по полосам”. То есть в проходе между сиденьями не занимать середину, а дать возможность встать еще одному человеку.
При парковке автомобиля занимаем место только необходимое. Смотрим, чтобы рядом кто-то мог или нормально встать, или без проблем выехать. При посадке же в метро не все думают о том, что на сиденье должно поместиться шесть человек. Тетки ставят сумки под бок, мужики расставляют ноги и читают газеты в полный разворот. А если по причине худобы сидящих образовался промежуток хотя бы в десять сантиметров, туда кто-нибудь втиснется. Причем обязательно наиплотнейшего телосложения. Машины тоже втискиваются, но при одном условии: если проходят по габаритам. А еще многие норовят занять пространство над вашей головой, держась за перила именно в том месте, где стоите вы, а не он или она.
Входя на эскалатор, встаем друг за другом. Ну не на каждую же ступеньку, хотя бы через одну. Разве могут автомобили нормально ехать, касаясь друг друга бамперами? Нужна хотя бы минимальная дистанция. Во-первых, тяжело дышать друг другу в спину. Во-вторых, будут проблемы на выходе. “Задняя” нога впереди идущего зацепится за “переднюю” ногу идущего сзади. Неужели непонятно? Тем не менее находятся индивидуумы, норовящие втереться на единственную ступеньку, отделяющую вас от других, и заставляющие нюхать их вспотевший затылок.
Правда, одно единственное правило соблюдается незыблемо. Если вы идете по эскалатору слева, вас пропустят. Даже не только тот, кто там стоит не по делу, а просто медленно идущий.
Проходим турникеты. В узкий проход нацелились сразу несколько человек. Даже если вы первый, чья-то рука сзади быстренько запихнет проездной раньше вашего, и хозяин руки пролезет у вас под мышкой. Вот бы так на бензоколонке! Прикиньте...
В переполненном вагоне все постоянно учат друг друга хорошим манерам. Требуют развернуться другим боком, снять сумку с плеча и взять ее в руку, да не в ту, в другую, не трясти волосами, не пахнуть духами. Конечно, здесь больше всего достается молодым от стариков. Поражаешься терпению нашей молодежи: она больше молчит в ответ. Хотя если начнет отвечать... Водители тоже “лечат” друг друга, но чаще по делу.
... В общем, нелишне было бы изучить Правила дорожного движения всем, а не только водителям. Ведь если абстрагироваться от автомобиля, получится, что этот свод правил хорошо мог бы работать и в людском потоке, и просто в толпе. К тому же любой пешеход — участник дорожного движения и ПДД обязан знать и выполнять наравне с моторизованными гражданами.