Стаял снег, обнажился асфальт. Страшный такой — в рытвинах, ухабах и других неровностях. В том числе искусственных, в просторечии именуемых “лежачие полицейские”. Не поймешь, то ли помощь на дороге, то ли помеха.
Вообще, дело хорошее. Приятно видеть, как по двору, пропуская народ, неспешно проезжает полный достоинства автомобиль. Таких большинство. Но встречаются придурки, лавирующие между домами на полном газу, только что не в управляемом заносе. Чтобы жители не вздрагивали при звуке их моторов, имеет смысл, конечно, возвести искусственную неровность. На Западе-то давно об этом догадались. Только у них отсутствуют естественные неровности, поэтому на гладком асфальте “лежачий полицейский” так и выглядит, как гаситель скорости. У нас же в этом деле полный хаос. На одном квадратном метре дороги можно встретить как естественную неровность, так и искусственную. “Полицейских” кладут на сто лет неремонтированное полотно. Выглядят они все по-разному, двух одинаковых не встретишь. По крайней мере из тех, что покрыты асфальтом.
Сегодня любой желающий или группа энтузиастов могут обратиться в органы исполнительной власти своего района с инициативой устроить в приглянувшемся месте неровность. При положительном решении власть приглашает бригаду, и та укладывает требуемый барьер. А вот каких размеров — зависит от фантазии старшого, поскольку это действо не определено ни ГОСТом, ни техническими условиями. Работу бригады укладчиков принимает их же мастер. Вот и все. Есть только методические рекомендации, которым желательно следовать. Но если никто не следует, то это не наказывается. Просмотрев с сотню творений рук человеческих, ваш корреспондент поняла, что редкий “полицейский” уложен правильно.
Почему не устанавливают светофоры, чтобы не портить полотно неровностями? Потому что установку светофора согласовать тяжело. Он ставится там, где плотность автомобильного или пешеходного потока выше определенной величины. Все правильно.
За основу методических рекомендаций взят зарубежный опыт. Там неровность представляет собой довольно широкое возвышение, на нем — зебра для пешеходов. Вы в Москве часто такие видите? Или во Фрязине, в Щелкове? Многие наши неровности иномарке вообще не под силу — слишком мал дорожный просвет. Предупреждающие знаки тоже не всегда расставлены. Похоже на ситуацию, когда инспектор прячется в кустах. Если “полицейский” мешает движению, ГАИ обращается в местные органы власти с предложением убрать помеху. Но только с предложением. Окончательное слово — за местными властями. Нынче различные фирмы, видя спрос, изготавливают из прессованной резины черно-желтые изделия. Они рассчитаны на скорость в 5 км/ч. Рекомендаций по их установке нет. Есть только технические условия на изготовление. С ними проще: закупил оптом тонну этих неровностей — и раскладывай по улицам. Не то что вызывать рабочих с лопатами, что он там наложит, еще неизвестно. А здесь хоть все одинаково и симпатично. Правда, жители отдирают секции у тех “полицейских” (интересно, зачем — на дачу?), грейдер, убирая снег, запросто сдерет резинку.
Нет смысла перечислять знаки, которые должны предупреждать водителя о лежащей впереди неровности. Они хорошие, понятные, выставляются заблаговременно. Установить и предупредить вас могут. Но не обязаны.
На 106-м км Старокаширского шоссе есть искусственная неровность, уложенная без разрешения главы района и без учета рекомендаций НИЦ ГАИ. На тех неровностях уже произошло несколько аварий, в которых 6 человек пострадали и 2 погибли. ГИБДД выдало предписание о демонтаже неровности. Оно до сих пор не выполнено, за что на начальника ступинского автодора А.В.Рябых, начальника ступинского ДРСУ Д.С.Михайлова и на ведущего специалиста РДУ-4 И.В.Макаеву были составлены административные протоколы.
Ваш корреспондент читает то предписание: “Если в ближайшее время искусственные неровности не будут демонтированы...” Дальше ожидала увидеть грозную фразу о том, кто и как будет отвечать за погибших. Но конец фразы звучит так: “...то аварийность на 106-м км Старокаширского шоссе значительно возрастет”. То есть как в том анекдоте. “А что будет, если... А будет как вчера”. Вероятно, чтобы не было как вчера, пострадавшие могли бы предъявить судебные иски перечисленным выше ответственным лицам.