Пять причин праздничных пробок

Казалось бы, что нового можно сказать про пробки? Судя по тому, как ведут себя жители столичного региона в майские праздники, большинство так и не понимает, как надо вести себя в транспортном заторе и что виноваты в пробках сами водители.

Утром 1 мая Москва была пустая и «зеленая» на картах всех мобильных телефонов. Но вылетные магистрали тревожно алели, постепенно наливаясь багровым, означающим, что затор становится все плотнее и медленнее. Ситуация предсказуемая, как с детства знакомый стишок, но водители как будто так и не могут смириться: в майские праздники на выезде из Москвы всегда пробки. И все время удивляются и спрашивают – почему. И будут спрашивать и 8, и 9, и 10 мая, как, впрочем, и во все летние уикенды...

На картах в «пробочных» приложениях на Симферопольском шоссе, Новорижском шоссе, Егорьевском шоссе, Ленинградском шоссе и прочих пестрели вопросы: «Почему стоим?», «Эй, что там впереди, кто знает?», «Что случилось?». Видимо, и правда не понимают, и надо перечислить очевидные причины.

ДАЧНИКИ

Для многих владельцев дач и прочих идиллических домиков в деревне майские праздники – это открытие сезона. С их началом пробки за городом будут регулярно, до осени. Всю пятницу до позднего вечера – из Москвы, все воскресенье до позднего вечера – в Москву. Капитан Очевидность гарантирует это.

Сам первомай (читай – с 1 по 11 мая)  усугубляется тем, что из столицы тянутся вереницы автомобилей тех дачников, которые едут на фазенду на все лето и в дальнейшем не собираются осложнять дорожную ситуацию каждые выходные своим присутствием. И многие из них в последний раз садились за руль еще в сентябре – когда возвращались в город после сезона.

Стабильные жители Подмосковья, которые зачастую ездят медленнее и спокойнее дерганных москвичей (иногда слишком «спокойнее» даже для ПДД), немножко отвыкли за зиму от миграций дачников и в связи с этим «тупят» больше обычного.

РЕМОНТЫ ДОРОГ

«Замороженные» на зиму дорожные работы возобновляются с первым стабильным потеплением. Само собой, вылетные магистрали тут и там ремонтируют каждый год. В этом году проводится немало масштабных реконструкций. Дорожные работы пробки усугубляют сами по себе. А так как многие водители очень плохо оценивают габариты своих обожаемых автомобилей и нуждаются в приличном количестве времени, чтобы обдумать свой маневр, то перед любым сужением или изменением траектории движения тормозят практически до остановки. Согласно законам физики от британских ученых, следующий автомобиль тормозит еще больше, а когда их становится многовато, то пробка на много часов обеспечена.

Ремонт идет на Новорижском, Симферопольском, Дмитровском, Ярославском, Щелковском шоссе. Все подробности о летних дорожных работах – в отдельном материале «АвтоВзгляда».

 

ПЕРЕКРЫТИЯ ДОРОГ

И без ремонта некоторые дороги каждые майские праздники превращаются в заторы. Из-за репетиций Парада, из-за различных спортивных и праздничных мероприятий. Каждый год Дептранс и СМИ с его подачи публикуют подробные схемы ограничений движения, однако когда человеку «надо», он все равно суется на закрытые улицы на машине – и вместе с другими такими же создает коллапс.

ЛЮБИТЕЛИ ОБОЧИН

Сто раз уже было доказано и продемонстрировано в различных схемах и видеороликах, как езда по обочине создает или существенно усугубляет затор. Люди, считающие себя самыми умными и хитрыми, выруливают на запрещенную полосу, которая рано или поздно заканчивается – из-за эстакады, моста, железнодорожного переезда, того же ремонта или водителей, остановившихся по нужде. И умники, сами выехавшие из хвоста, напористо встраиваются обратно в поток, из-за чего тот еще больше и нервнее тормозит.

Количество аварий из-за таких товарищей также увеличивается, в том числе потому, что обиженные автомобилисты из общего потока не хотят их пропускать – и в результате другим приходится объезжать теперь уже место ДТП.

«Обочечники» сами создают дополнительные и ненужные «бутылочные горлышки», где их не придумали проклятые дорожники.

Езда по обочинам мешает даже без ремонта, а в случае ремонта становится преступной по отношению к другим заложникам пробки. К тому же во время стройки добавляются еще любители выехать на ремонтируемые огороженные полосы, протапливая до свежей колеи недавно положенный асфальт, или даже на встречную полосу. Главное одно – все равно придется возвращаться в поток и тем самым его сильно замедлять.

К сожалению, сотрудники ГИБДД очень редко ловят «обочечников», а с их массовым исходом в майские праздники справиться просто не в состоянии.

 

ЛЮБИТЕЛИ ЛЕВОГО РЯДА

Самая быстрая полоса в России – это крайняя правая, которая вообще-то согласно ПДД предназначена для нормального движения, а по умолчанию во всех странах – для тихоходов. Но что поделать, если правый ряд большинство российских водителей считают «лоховским». Иначе как объяснить, что многие упорно едут в левом ряду со скоростью ниже разрешенной, когда правая свободна? Собирает такой умник за собой вереницу машин, и все едут его комфортные 80 км/ч. Даже если какой-то из них пропустят более быстрый автомобиль, он с 90-процентной вероятностью зачем-то опять перестроится налево!

«МНЕ ТАК УДОБНО»

«Мне так удобно» - это главное объяснение и универсальная причина всех дорожных проблем, в том числе пробок. Мне удобно ехать по левому ряду, мне удобно всех объехать по обочине, мне удобно поехать в пиковое время и впилиться в предсказуемую пробку, мне удобно никого не пропускать. Это удивительная особенность малоразвитой человеческой личности – мыслить категорией «мне удобно» и «мне надо больше всех», а не «мешаю ли я другим» – на парковке, в пробке, в общественном транспорте. И это не способна исправить никакая власть и никакая инфраструктура – нам надо как-то самим с этим справиться.