Какие автомобильные марки пострадали от кризиса больше других

Снижение спроса на новые авто в России с начала года составило 9,9 процентов. Такого развития событий не ожидали даже отъявленные пессимисты. Мы изучили отчеты и обнаружили дюжину марок, которые пострадали от кризиса больше других.

SEAT: минус 54%, продано 1044 машины

Несмотря на довольно агрессивный маркетинг, SEAT неуклонно катится к своим прежним результатам. Предыдущее пришествие марки на наш авторынок случилось в канун кризиса 2008 года, который она так и не пережила. Теперь за ее спиной стоит родительский концерн (прямой дистрибуцией SEAT Volkswagen занимается лишь на нескольких крупных европейских рынках), то есть запас прочности у бренда в этот раз должен быть чуть выше, тем не менее, в условиях назревающей торговой войны, а также в свете введения санкций против иностранных компаний, работающих на территории России, свои откровенно убыточные активы VAG может и заморозить. В таком случае, первым отправится под нож именно SEAT.

Ford: минус 41%, продано 35 818 машин

Проблемы со спросом на свою продукцию Ford стал испытывать довольно давно: как только на российский рынок вышли первые бюджетные седаны сегмента В+ (VW Polo, Hyundai Solaris, KIA Rio). В то время американцы только запускали третий Focus. В августе нас ждет презентация его рестайлинговой версии, однако ситуация с тех пор лучше не стала. Мало того, из признанного лидера Ford превратился в середняка, который прозябает где-то во второй десятке брендов, разместившись аккурат между Opel и Mercedes.

И все же, перспективы у марки есть. В конце весны компания выпустила на рынок новую версию Kuga, оснащенную атмосферным двигателем и «автоматом», а в сентябре-октябре начнутся продажи субкомпактного кроссовера EcoSport, которому вполне по силам занять место среди наиболее популярных машин во всем полноприводном сегменте.

MINI: минус 39%, продано 964 машины

В принципе, нынешние результаты MINI можно объяснить перезапуском одноименного хэтчбека, на котором, собственно, весь бизнес марки пока и держится. С другой стороны, если бы это случилось на несколько месяцев позже или, напротив, еще в 2013-м, показатели вряд ли были бы намного выше, поскольку бренд представляет собой откровенно имиджевую марку, зависшую где-то на полпути между массовым сегментом и премиумом. Подобные «полутона» российские клиенты никогда не ценили, предпочитая либо нафаршированные под завязку машины более низкого уровня, либо люксовые марки. И, чаще всего, выбор падает на последние, что, к слову, доказывает увеличение доли премиума в общем объеме продаж.

Peugeot: минус 34%, продано 13 506 машин

PSA готовится к серьезной реформе, которая окажет существенное влияние на всю модельную линейку бренда, представленную на российском авторынке. А иначе и быть не могло — продажи начали падать больше год назад, сегодня же темп снижения достиг угрожающих значений.

Очевидно, Peugeot придется отказаться от части моделей, свернув поставки имиджевых машин, а также тех авто, которые явно ориентированы на европейский авторынок. Под нож, вероятно попадут семейство 208 в полном составе, часть модификаций нового 308 и 508 и купе RCZ. В любом случае, это решение будет принимать новый босс концерна Карлос Таварес, набиравшийся опыта под руководством Карлоса Гона, в свое время поднявшего из пепла Nissan, а сегодня активно занимающегося оздоровлением российского АВТОВАЗа.

Suzuki: минус 33%, продано 11 048 машин

Над бизнесом Suzuki нависла серьезнейшая угроза: 100-процентный импорт машин, возможные санкции и препоны… Но в то же время, уход из России слишком уж болезненным для марки не будет, так как за все время работы на нашем рынке, собственным производством она так и не обзавелась. Иными словами, японцы обошлись без серьезных инвестиций.

Кроме того, подобный опыт у автомобильного подразделения компании уже присутствует — в США, к примеру, на сегодняшний день официально можно купить лишь мотоциклы, ATV и лодочные моторы этой марки, так как в Suzuki решили, что им выгоднее продавать свои машины в странах Юго-Восточной Азии, чем пытаться завоевать капризного американского клиента.

Dodge: минус 32%, продано 26 машин

Как только FIAT и Chrysler разберутся с объединением, марка Dodge с российского авторынка, вероятно, испарится. По большому счету, если это произойдет немедленно, вряд ли кто-то заметит: одна модель в линейке и 26 проданных за полгода машин — результат на уровне smart и Luxgen. Даже на Porsche спрос сегодня выше. Причем, не на один, а сразу на два порядка.

SsangYong: минус 29%, продано 13 844 машины

Еще год назад SsangYong подавал большие надежды, сегодня же спрос на него сравним со спросом на Lexus, Land Rover и Lifan. Причины просты и лежат на поверхности: большинство покупателей пользовались кредитными средствами, а они сегодня по разным причинам многим недоступны. Привлечь же более состоятельного клиента машинами вроде Stavic, Rexton и Actyon Sports довольно тяжело.

Кроме того, в конце прошлого года корейцы вывели на рынок рестайлинговую версию бестселлера Actyon, которая оказалась значительно дороже предыдущей. Таким образом, складывая 2 и 2, мы тут же видим не только результаты, но и шаги, которые явились первопричиной. В общем, если Sollers ничего не поменяет, ситуация с продажами будет только ухудшаться.

Citroёn: минус 26%, продано 12 461 машина

Еще один бренд PSA, который так или иначе будет реформирован. Кстати, реальные результаты компании на российском авторынке существенно ниже тех, что вы видите. Дело в том, что в финальные отчеты французы по обыкновению включают продажи коммерческих автомобилей, а те, в свою очередь, до последнего времени продавались очень даже прилично. Кроме того, в активе Citroёn есть линейка DS. Спрос на нее невелик, но тысячу-полторы клиентов в общую копилку за год она приносит.

Geely: минус 26%, продано 10 671 машина

Китайцы всегда были довольно специфическими партнерами в автобизнесе. Притом, это касается не столько поставщиков или дилеров, сколько клиентов. Компании то приходят на рынок, с помпой презентуя очередную порцию непонятных автомобилей, то неожиданно сворачивают деятельность… Несколько лет назад Geely пообещала, что она пришла в Россию надолго, но насколько хватит того запала сегодня уже не понятно. С начала года продажи упали более чем на четверть, к тому же конкуренция в сегменте выросла до небывалых размеров. А поскольку покупатели китайских авто особой привязанности к тому или иному бренду никогда не испытывали, уже к концу года положение может стать катастрофическим.

Chrysler: минус 25%, продано 85 машин

Ситуация с Chrysler очень похожа на ту, что сложилась у Dodge: две модели в графе «Предложение», причем, ценник на них больше двух миллионов, куцая дилерская сеть и крайне невнятный маркетинг. Завершение процесса слияния двух концернов, очевидно, прояснит ситуацию и сделает маркетинговую политику более внятной. Однако, если Dodge при этом может покинуть Россию, Chrysler свое представительство на рынке, вероятно, сохранит. Речь тут все-таки идет о титульном бренде.

Chevrolet: минус 23%, продано 73 749 машин

Chevrolet — условный неудачник, так как за месяц компания продает столько же, сколько многие и за семь месяцев не осилят. Однако, на фоне ближайших конкурентов дела у нее выглядят не очень хорошо. К июлю прошлого года американцы наторговали без малого 96 тысяч автомобилей, сегодня же у них нет и 74 тысяч, хотя конец первого полугодия они отметили грандиозной распродажей, коснувшейся практически всего модельного ряда, представленного в России. Но, как только, дисконтные программы завершились, кончились и клиенты — падение спроса в отдельно взятом июле составило 45%.

UAZ: минус 23%, продано 22 560 машин

Спрос на УАЗ с начала календарного года снизился почти на четверть, однако, это падение стоит рассматривать не только как показатель слабости бренда, но и в контексте грядущего обновления модели Patriot. Модернизация главного конвейера идет полным ходом, так что живых машин в дилеров не так уж и много, а дефицит, пусть и вынужденный, росту продаж явно не способствует.