Наверное, всем хорошо известна расхожая байка о плакате, висящем в одном из американских баров, на котором написано: “Два двойных виски — смертельная доза (русских не касается)”. Подобное мнение относительно россиян бытует среди жителей практически всех стран мира. Конечно, на самом деле мы пьем не больше других (взять хотя бы финнов), но и не меньше...
Cредний обыватель на Западе, приняв на грудь, обычно старается на улицу лишний раз не выходить, потому что можно как минимум опозориться перед соседями, а как максимум уплатить солидный штраф. Поскольку и то и другое наверняка приведет к плачевным последствиям, таким как потеря работы, проблемы в семье и т.д., рисковать никто не хочет. Россияне же в силу менталитета или какой-то другой характерной национальной черты в пьяном угаре поступают с точностью до наоборот: показать свою молодецкую удаль так или иначе стараются все. Одним из способов подобного хмельного самовыражения является пьяная лихая езда на различных средствах транспорта, давно уже ставшая бичом российских дорог. Как ни стараются сотрудники доблестной Госавтоинспекции, а количество пьяных за рулем не уменьшается. Но, надо сказать, они тоже времени зря не теряют: по статистике, вот уже несколько лет количество задержанных растет, причем независимо от частоты проведения тотальных проверок на трезвость всех проезжающих мимо поста-пикета. Опытный гаишник способен издалека и практически безошибочно определить состояние человека, находящегося за “баранкой”, по его манере езды. В большинстве случаев поведение нарушителя стереотипно: он либо едет, соблюдая все Правила, выбиваясь из общей картины на дороге, либо поджимает “гашетку”, стараясь слиться с основным потоком. Однако и то и другое все равно заметно — аккуратная езда нынче сама по себе вызывает подозрение, во втором же случае движения водилы становятся более резкими, нервными, а реакция сильно ухудшается. Есть еще несколько способов, которыми пользуются гаишники, выявляя нетрезвых водителей, но по понятным причинам они про них не рассказывают. По словам одного из служивых, достаточно поработать “на земле” два-три месяца, чтобы освоить методику опознания пьяного за рулем в совершенстве, после чего процент ошибок очень мал.
Трезвый «труп»
О том, в каком состоянии некоторые наши соотечественники иногда садятся за руль, ходят легенды, но в их основе практически всегда лежат реальные события. Алкоголь действует на каждого человека по-разному в зависимости от многих факторов: веса, роста, состояния здоровья, перенесенных заболеваний и даже погоды. Кому-то, чтобы совершенно опьянеть, достаточно 50 граммов водки, а кто-то спокойно может влить в себя и бутылку, после чего выглядеть и чувствовать себя совершенно трезвым. Бывали прецеденты, когда при минимальном содержании алкоголя в крови люди лыка не вязали. И наоборот: например, известная история о водителе, концентрация паров спирта в выдыхаемом воздухе которого превышала 8 промилле, действительно имела место. Несмотря на то что все показатели зашкаливали (такая концентрация считается смертельной), водитель выглядел абсолютно трезвым: реакция его была в норме, он нормально говорил и совершенно спокойно выдержал испытание позой Ромберга. Но бывает и по-другому: как-то гаишники привезли на освидетельствование мужика, который не мог стоять на ногах и постоянно “вырубался”. Через некоторое время его привели в чувство, чтобы сделать анализы, но он попросил 15 минут подождать, мотивируя это тем, что не рассчитал дозировку спиртосодержащего сердечного препарата на морозе. И действительно, через 10 минут он стал трезвым как стеклышко, что подтвердили и тесты.
Множество подобных историй вам может рассказать любой инспектор ДПС, и все они будут разными, но есть то, о чем скажет каждый гаишник: алкоголь и руль — две совершенно несовместимые вещи, а комичные случаи с нетрезвыми водителями — исключения, которые лишь подтверждают правило. В абсолютном большинстве случаев пьяный водитель на дороге представляет серьезную опасность для окружающих.