Вступление в силу закона об обязательном автостраховании вызвало неоднозначную реакцию как у специалистов, так и у простых автовладельцев. Некоторые считают, что с запуском закона поспешили: он мог бы быть и получше. Другие утверждают,что документ имеет “антинародный характер”…
Сегодня специалисты отмечают три основные проблемы, напрямую связанные с работой нового закона. Во-первых, это нехватка полисов “обязаловки”. Как оказалось, фабрика “Гознак” не справилась с заказами страховщиков. Этим обстоятельством сразу воспользовались мошенники. К примеру, в Питере и ряде сибирских городов появились поддельные полисы и даже липовые страховые компании, распространяющее за деньги среди собственников авто подобные документы.
Второе. В ряде регионов гибэдэдэшники по сговору с местными компаниями заставляют автовладельцев страховаться в любом случае, несмотря на то что по закону до 1 января 2004 года приобретение полиса необходимо только при прохождении ТО или регистрации машины.
И, наконец, последнее. По мнению некоторых экспертов, судьба закона находится под угрозой. Дело в том, что депутаты ряда политических партий и фракций используют ситуацию с недоработанным законом перед выборами в свою пользу.
По оценкам наблюдателей, сегодня около 200 народных избранников готовы проголосовать за его отмену. Особенно резко настроены депутаты-одномандатники, для которых отмена “автогражданки” своего рода пропуск в новый состав Государственной думы.
Кроме депутатов-“отказников” против закона (что характерно) выступают законодательные собрания Воронежской, Иркутской, Ульяновской областей. Губернатор Алтайского края Сериков своей властью вообще приостановил действие одного из положений документа. По его распоряжению автомобилисты при прохождении ТО освобождены от покупки полиса “обязаловки”. А депутаты Чувашии направили соответствующие письма в Правительство России и председателю Госдумы Селезневу с требованием существенно изменить ряд статей в новом законе.
Что касается самих страховщиков, то, по мнению экспертов, они находятся в определенной эйфории от первых недель продаж полисов “автогражданки”. По словам некоторых руководителей страховых компании, дела у них идут замечательно (известно, за первые две недели работы закона страховщики собрали с автовладельцев $22 млн.), а выплаты по ущербу и здоровью пострадавшим в ДТП — минимальны. Но также известно, что летом аварий случается значительно меньше, чем в осенне-зимний период. Основные выплаты начнутся не раньше, чем через три-четыре месяца. И все ли компании смогут безболезненно их пережить — это еще тот вопрос... Механизма банкротства компаний пока не существует.
Так что сегодня существуют две крайности по отношению к закону об обязательном автостраховании. В первом случае — это головокружение от успехов со стороны страховщиков. Вторая — “торпедирование” закона теми депутатами, для которых сама процедура отмены служит ловким предвыборным ходом.