Быть облапошенным недобросовестными фирмами рискует каждый автомобилист (или тот, кто только собирается им стать). Подвоха можно ждать со всех сторон: от производителей, автосалонов, автосервисов, страховых компаний… О том, как рядовому владельцу “железного коня” не стать жертвой недобросовестных коммерсантов, а в случае обмана отстоять свои права, наш корреспондент Дмитрий ЗЛЕНКО выяснял у вице-президента Общества потребителей автотехники России Антона НЕДЗВЕЦКОГО.
НЕДЗВЕЦКИЙ Антон Евгеньевич, юрист.
Родился 17 октября 1978 года. Образование высшее юридическое: в 2000 году окончил Московский автомобилестроительный институт. В должности вице-президента “Общества потребителей автотехники России” — с 2001 года.
— Многие потребители не обращаются в суд, поскольку не доверяют нашей судебной системе и считают, что большая часть служителей Фемиды ангажированы. Вы разделяете эту точку зрения?
— Делать подобный вывод в отношении перспектив судебной защиты своих прав ни в коем случае нельзя. При всех ее недостатках судебная система все-таки работает и помогает потребителю защитить свои законные права. То же касается и конкретно судей, хотя, надо признать, факты их ангажированности имели место в нашей обширной практике. Приходилось наблюдать случаи, когда еще в начале процесса становилось понятно, что судья более чем благожелательно настроен к ответчику. Но все же это скорее плохие исключения, и в подавляющем большинстве случаев удается добиться вынесения законного решения.
— А позволяет ли действующее законодательство сменить судью, если возникли подозрения в нечистоплотности представителя второй власти?
— Подозрения к делу не пришьешь, поэтому, если нет доказательств получения судьей мзды, сменить судью невозможно. Кстати, забавный факт: по закону заявление об отводе рассматривает судья, ведущий дело. Не вышестоящий суд, не специальная комиссия. Абсурдная ситуация. Короче говоря, если дело находится в процессе, то сменить судью согласно Гражданско-процессуальному кодексу РФ можно только при наличии веских причин, например, родственных связей между судьей и участником процесса или доказательств его заинтересованности в исходе дела. Но это уже процессуальные тонкости.
— Когда и зачем было создано “Общество потребителей автотехники России”?
— Еще в конце 80-х в очередях за новыми автомобилями, которые выстраивались в советские автомагазины, зародилось “Общество потребителей-автолюбителей”. В 1991 году сформировали общероссийское объединение, которым и стало ОПАР. Это одна из старейших потребительских организаций в стране, причем из немногих, действующих на национальном уровне. Наша общественная организация имеет отделения и представителей более чем в половине субъектов России.
Необходимость создания подобной структуры в советский период была продиктована острым дефицитом автомобилей в стране, и цель, которая перед нами стояла, — улучшить условия покупки и дать гражданам саму возможность приобретения автомобиля. Когда дефицит исчез, приоритетной целью стала защита прав потребителей автомобилей. Общество занимается не только оказанием юридической помощи, но и проведением независимых экспертиз качества и безопасности товаров и услуг в автомобильной сфере. У нас в штате — высококвалифицированные эксперты с кандидатскими и докторскими степенями, способные дать заключение о причинах возникновения тех или иных дефектов при производстве или ремонте машины. Эти заключения принимаются в судах и часто становятся основополагающими в судебных процессах.
— За время существования ОПАР сколько дел вы довели до суда и сколько из них выиграли?
— Счет рассмотренных исков идет на тысячи, и подавляющее большинство нами выиграны, то есть вердикт суда был в пользу потребителей. Еще в начале 90-х мы провели ряд прецедентных дел, решения по которым складывали судебную практику по многим другим подобным случаям. До появления закона “О защите прав потребителей” нам удавалось добиваться того, что магазины и автопроизводители заменяли машину ненадлежащего качества. Более того, именно благодаря подобным делам и с участием Общества и создавался закон “О защите прав потребителей”.
— Вы говорите, что большинство исков вам удается выигрывать, но вместе с тем, как показывает практика, добиться исполнения решения суда получается далеко не всегда.
— Действительно, у нас существуют серьезные проблемы в исполнительном производстве. Например, нередко фирмы, продающие автомобили или их ремонтирующие, оказываются однодневками. Как только к ним предъявляется крупная претензия, все деньги и имущество переводятся на баланс другой однодневки, и потребителю, чьи права были нарушены, получить причитающееся невозможно. Поэтому потребителям, обращающимся с иском к фирме, необходимо всегда просить служителей Фемиды наложить арест на ее имущество. Однако на это судьи идут не всегда охотно.
— Виной всему — дыры в законодательстве?
— Если рассматривать законодательство, то этот вопрос действительно плохо отрегулирован. Кроме того, сейчас практически невозможно наказать руководителя организации, “слинявшего” от ответственности путем перевода имущества и денег на баланс другой фирмы.
— Много ли в Москве обманутых и пострадавших автолюбителей?
— В день к нам обращаются не менее десятка человек. Возникают конфликты с автосервисами, стоянками, страховыми компаниями, производителями, продавцами. Много конфликтов и с государственными структурами, в частности, с ГИБДД.
— Может ли рядовой автолюбитель, не прибегая к помощи профессионального юриста, отстоять в суде свои права?
— Опыт показывает, что в наших судах без юриста может прийтись трудно. И дело не только в незнании законов и процессуальных действий, но и в психологической неподготовленности к общению с судом. Помню случай, когда истец забыл дома паспорт, из-за это судья стал в прямом смысле орать на бедолагу, дескать, вы сюда не в бирюльки пришли играть, я вас сейчас выгоню! Иногда люди не выдерживают подобных моральных перегрузок и опускают руки. Дешевле и проще нанять профессионала, способного обойти все подводные камни. Хотя если человек уверен в своих силах и достаточно подкован в юридическом плане, то в малых исках можно обойтись без юриста. Но это имеет смысл, когда иск некрупный и риск потери небольшой. Но коли речь идет о крупных суммах или, тем паче, о замене автомобиля, то лучше довериться профессионалам и не рисковать понапрасну, поскольку компании-ответчики денег на квалифицированных юристов не жалеют.
— В какой суд пострадавший потребитель должен подавать иск?
— Преимущества закона “О защите прав потребителей” заключаются в том, что иск можно подавать по своему выбору: либо по месту жительства, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения ущерба. Право выбора у потребителя. И еще в чем плюс — при подаче иска о защите своих прав потребитель освобождается от уплаты пошлины. То есть суд может оказаться практически беззатратным, если не привлекался юрист и не проводилась экспертиза за счет потребителя.
— Как долго длятся судебные тяжбы?
— Обычно срок рассмотрения дела в районном суде занимает не меньше полугода. Также нормальным ходом событий считается от восьми месяцев до года. Хотя, помнится, с “Fiat” долго судились — около трех лет. Это был один из прецедентных исков, когда слушалось дело против иностранного производителя, не имеющего в РФ своего представительства. Много времени уходило на пересылку документов и прочие судебные формальности. Суть в том, что в этой истории было несколько пострадавших, купивших бракованные автомобили марки “Fiat”. У одной из машин был негерметичный салон, так что туда постоянно попадала вода, владелица другой из-за заводского дефекта чуть не попала в ДТП. На третьей срезало стабилизатор. В этом случае после длительного разбирательства суд взыскал с иностранного производителя в пользу самого ушлого владельца около 45 000 долларов.
— А самое памятное выигранное дело?
— Недавний процесс против автосалона “Ростокино-Лада”. Небывалый случай: нам удалось добиться рекордной суммы компенсации — 2 000 000 рублей за “Шеви-Ниву”. Но загвоздка в том, что человек этих денег до сих пор так и не получил, поскольку фирма-продавец оказалась однодневкой. Но мы рук не опускаем и уверены — потребитель получит свои деньги от изготовителя.
— Что вы можете порекомендовать людям, собирающимся приобретать авто?
— Чтобы не стать жертвой недобросовестных продавцов, советую не идти на поводу у рекламы, которая нынче в большинстве своем недостоверная. Многие компании рекламируют себя в качестве официальных дилеров, хотя сами автомобили не продают, а оформляют продажу через подставные фирмы. При покупке надо внимательно читать договор купли-продажи, выяснить, с какой фирмой вы его заключаете, кто является дилером и на чей расчетный счет вы вносите деньги. Масса случаев, когда человек приходит в разрекламированный дилерский автосалон, а в документах об оплате значится фирма-однодневка. После оплаты составляется договор купли-продажи от имени как раз-таки этой однодневки, и в дальнейшем потребитель оказывается практически незащищенным. Нередко потребителям навязываются абсолютно незаконные условия гарантии, ненужные дополнительные услуги. Так что если вы хотите приобрести автомобиль правильно и застраховать себя от трудностей с гарантией и финансовых потерь, желательно, как и при покупке квартиры, проконсультироваться с юристом.
— Но ведь консультация денег стоит и, наверное, немалых?
— В среднем по Москве цены за устную консультацию колеблются от 300 до 500 рублей. Согласитесь, что 300 рэ не так уж много, когда речь идет о покупке автомобиля.
— А дорого стоит юрист, берущийся за ведение дела?
— Называть конкретную сумму я не могу, поскольку цена вопроса зависит от сложности дела, от длительности его рассмотрения, от количества походов в суд... Но уверяю, что цены не заоблачные и по карману любому владельцу авто, чьи права нарушены.
— Бытует мнение, что юристы иногда специально затягивают дело, чтобы вытянуть из клиента побольше денег. Это правда?
— Тут все зависит от заключенного договора. Если юрист получает деньги за количество судебных заседаний, то здесь можно говорить о некой заинтересованности. Если же он работает по жесткому тарифу или имеет процент от взысканной суммы, то затягивать дело ему совсем не выгодно. По практике могу сказать, что юристам гораздо выгоднее быстрее закончить одно дело и взяться за другое.
— Насколько целесообразно подавать иск в суд, если товар или услуга оказались ненадлежащего качества?
— Если речь идет о ремонте авто на сотню долларов, то, пожалуй, проще и дешевле смириться с браком, а если мы говорим о загубленной машине, то закрывать на это глаза не стоит. В таких случаях подача иска в суд — единственный шанс получить компенсацию и отстоять свои права. Вдобавок ко всему, защищая в суде свои нарушенные права, мы тем самым формируем судебную практику и способствуем улучшению законодательной базы. Если мы хотим иметь цивилизованный автомобильный рынок, то нужно действовать только таким образом.
— С какими проблемами наиболее часто обращаются в ОПАР потребители?
— Большинство претензий связано с качеством российских автомобилей, хотя немало нареканий и на иномарки. В последнее время много жалоб на автосервисы: лицензирование данного вида деятельности отменили, а поэтому контроля стало меньше. Были случаи, когда в процессе ремонта автомобиль серьезно портили и не хотели возмещать причиненный ущерб. Увеличивается число конфликтов со страховыми компаниями, в том числе из-за введения ОСАГО.
— Были в вашей практике прецеденты, когда за то, что автомобиль не обеспечил безопасности водителя и пассажиров, предъявлялся иск производителю?
— Безусловно. Известны случаи, когда в момент аварии не срабатывали системы безопасности автомобиля. Из-за производственных дефектов происходили ДТП, и эти дела мы тоже выигрывали.
— Если потребитель в магазине автозапчастей приобрел, скажем, некачественное или фальшивое моторное масло или тормозную жидкость, из-за чего сломался двигатель или произошла авария, то кому следует предъявлять претензии: производителю или магазину?
— По закону потребитель вправе в качестве ответчика привлечь как производителя, так и продавца. Если производителя установить невозможно или товар оказался подделкой, в таких случаях подавать в суд надо на продавца.
— А чтобы предъявить иск продавцу, нужно ли для этого иметь чек?
— Отсутствие товарного или кассового чека не является основанием для отказа в приеме иска — так записано в законе “О защите прав потребителей”. Но, естественно, возникнут проблемы с доказательствами того, что товар приобретен у данного продавца. Я бы рекомендовал сохранять чеки до тех пор, пока не убедитесь в надлежащем качестве товара.
— А насколько часто за границей обманывают потребителей и возникают ли там проблемы с возмещением ущерба?
— У них практика не столь печальна, как у нас. Тамошние производители в условиях жесткой конкуренции дорожат своим именем и престижем, поэтому обманов и наплевательского отношения к клиенту практически не допускают. А если же возникают претензии, то они устраняются в кратчайшие сроки.
— В основной массе кто ваши клиенты?
— Обычные люди.
— А потребительские экстремисты, желающие пополнить свой карман за счет производителей и продавцов, к вам обращаются?
— Для России понятие потребительского экстремизма неактуально. Учитывая нашу судебную практику, на потребительском экстремизме не разбогатеешь. Понятие “потребительский экстремизм” у нас используют недобросовестные производители и продавцы, не желающие нести ответственность за качество своей продукции. Не надо давать повода, нарушая права потребителя, и экстремизма не будет.
— Скоро Госдума рассмотрит поправки к закону “О защите прав потребителей”. По мнению их авторов, некоторые изменения должны оградить производителей от экстремистов. А чего ждать от этих поправок законопослушным гражданам?
— Некоторые поправки ударят в первую очередь по ним. Если законопроект принять в том виде, в котором он есть сейчас, то защитить свои права будет намного сложнее, а в некоторых случаях даже невозможно, поскольку в отношении технически сложных товаров, каким является автомобиль, права потребителей авторы намерены ограничить. Такие изменения сыграют на руку только производителям. Хотя в целом в поправках много положительного — к примеру, предъявлять претензии по качеству иностранного товара можно не только производителю или продавцу, но и импортеру.