На традиционной “Весенней встрече “АвтоВАЗ”-2004”, которая, как и предыдущие, прошла в конце мая на заводском испытательном полигоне под Тольятти возле села Сосновка, с центральной и региональной прессой с глазу на глаз встретились не только руководство этого главного отечественного автопроизводителя, но и “Lada” 2005 модельного года, опытные образцы перспективных моделей, а также мелкосерийные, спортивные и тюнинговые автомобили этого бренда.
Понятно, что большинство автожурналистов в первую очередь усаживались в водительские кресла нескольких “Калин” и единственной представительницы нового “семейства” 2170, чтобы с ветерком пролететь один-два круга по 10-километровому скоростному кольцу полигона, и только потом — за “баранки” вазовской автоэкзотики.
А в первый день этой “Весенней встречи” прессу провели по двум цехам — сборочному и лакокрасочному, а также по участку сварочного производства “Калины”, которая, по данным некоторых опросов покупателей, является самым ожидаемым в России автомобилем.
Точно в срок
Вашему корреспонденту, побывавшему на этом новом “заводе в заводе” всего полтора месяца назад, было нетрудно убедиться в правдивости вазовских пресс-релизов, регулярно извещающих о том, что подготовка к серийному производству новой модели идет согласно графику недельного планирования, за выполнением которого строго следят с помощью внутризаводской компьютерной сети. Уже сегодня “АвтоВАЗ” и его поставщики готовы к производству фар и задних фонарей, сидений, панели приборов, отопителя, двигателя, почти всех кузовных деталей.
Итак, на участке сварочного производства кузовов новой модели ведется наладка 367 роботов, изготовленных на заводе совместно с немецкой фирмой “Kuka”, восьми сварочных линий — в соответствии с математическими моделями, созданными для управляющих компьютеров при проектировании “Калины”. В июне здесь на основном оборудовании начнут сварку так называемых черных кузовов шестнадцати “Калин” опытной партии “Пилот-2”.
Но вернемся к “покатушкам” на сосновском полигоне. На “пробу пера” нам предоставили четыре “Калины” — седан, хэтчбек, универсал и седан с АКП. Внешне они вполне вписываются в мэйнстрим нынешней автомобильной моды, элегантны (особенно экземпляр, окрашенный в золотистый металлик) — с интегрированными бамперами, с клиновидной передней и оригинальной задней современной светотехникой — под стать зарубежным одноклассникам (верхний сегмент В-класса) Peugeut 206, Renault Clio, Opel Corsa или Mitsubishi Colt. Но, на мой взгляд, более всего дизайнерам “АвтоВАЗа” удался хэтчбек. Снаружи он такой же собранный, “крепко сбитый”, компактный, “вылизанный”, гармоничный, как седан и универсал, но у него по сравнению с ними все же более стремительный экстерьер. Да и на дороге он проявляет, пожалуй, спортивный характер.
По длине “Калина” — меньше “Самары”, по ширине — такая же, как “десятка”, а по высоте — повыше и той, и другой. Наверное, поэтому, усевшись в салон “Калины”, сразу вспоминаешь формулу, которая всегда нравится покупателю — внутри она больше, чем снаружи. Действительно, развитое внутреннее пространство автомобиля позволяет водителю и переднему пассажиру, даже весьма плотной комплекции и высокого роста, чувствовать себя вполне вольготно, а вот сзади простора достаточно лишь для двоих взрослых с ребенком. Зато порадует объем багажника — у седана он составляет
400 см3, у хэтчбека — 270 “кубиков”, у универсала — 360. Это — если не опускать спинку заднего сиденья, которая, особо отметим, складывается по частям в соотношении 60:40.
Будущих владельцев порадует и обивка салона — оригинальная, чисто “калиновская”, качественная. Необычна для вазовских машин и панель приборов. Посередине — центральные сопла и рычаги управления, переключатели электровентилятора системы вентиляции и отопления салона собраны в один блок, похожий на перевернутое сердечко. В базовой комплектации — электроподъемники стекол, регулируемая рулевая колонка, привод сцепления с автоматической регулировкой.
Забегая вперед, замечу — ни панель приборов, ни внутренние панели дверей не гремят, не гудят, не шумят — интерьер “молчит” на любой скорости, “поющие” вазовские панели остались в прошлом!
А вот разных карманов, ниш, скрытых крышками, но доступных полостей, особенно во внутренних панелях передних дверей или под приборной панелью со стороны пассажира, явно маловато, хотя покупательниц у “Калины”, как планируется, будет никак не меньше, чем покупателей.
Кстати, дизайнеры, отбирая гамму красок как для интерьера, так и для кузова, изначально подбирали отдельные цвета для мужчин и женщин. А вообще для “Калины” разработаны новые цвета, краски (в том числе и металлик) с новыми современными пигментами — ведь цвет машины должен соответствовать задуманному дизайнерами облику небольшого, яркого, заметно окрашенного городского автомобиля. Поэтому “Калину” будут красить, как говорят в заводском Центре стиля, в “реальные” интенсивные “цветные цвета”. Их будет двадцать, и ранее они не использовались для окраски вазовской продукции. К примеру, один из разработанных цветов так и называется “калина” (по словам главного дизайнера завода Евгения Лобанова, это будет “новый красивый красный цвет”).
Завожу мотор “Калины”-универсала и выезжаю на скоростное кольцо. Нас предупредили, что все “Калины” — первой опытной сборки, поэтому по ряду параметров и потребительским качествам не полностью соответствуют будущим товарным автомобилям этой модели. Для “Весенней встречи” их сняли с испытаний, могут, к примеру, попасться не обкатанные, не настроенные движки. У “Калины” новый базовый силовой агрегат. Этот мотор — плод развития семейства переднеприводных вазовских двигателей объемом 1,6 литра (с 8-ю и 16-ю клапанами), с системой электронного управления впрыском топлива (распределенный впрыск) и зажиганием, естественно, более мощный, с повышенным крутящим моментом, с лучшей динамикой, а по токсичности отработанных газов он укладывается в стандарт “Евро-3”.
16 — лучше
Разгон, входим в вираж с уклоном, педаль газа утоплена в пол. На этой машине 8-клапанный двигатель. Звукоизоляция хорошая — в салоне говорю, не напрягая голоса. На прямом участке пробую тормоза — весьма эффективны (спереди — дисковые, сзади — барабанные), в том числе и благодаря новому по сравнению с “десяткой” вакуумному усилителю тормозов и главному тормозному цилиндру с увеличенной размерностью, что позволило снизить усилие на педали тормоза и укоротить ее ход. Все это улучшило энергономику торможения по сравнению с другими вазовскими моделями. На площадке без заметных усилий кручу “восьмерку” — эффективно работает и штатный электроусилитель рулевого управления, а так как “Калина” немного короче “Самары”, то и маневрировать, и парковаться во дворах и на городских улицах будет легче, особенно дамам.
Пересаживаюсь на “Калину”-хэтчбек с тем же штатным 1,6-литровым мотором, но с 16-ю клапанами. Другой автомобиль! Резвый, динамичный, движок более эластичный, чем у “десятки”, — легко разогнались до 175 км/ч, и, чувствую, еще есть запас. Сразу вспомнил Opel Corsa 1,7, которую гонял на тест-драйве минувшей осенью, — довольно похоже. Что подтверждают и слова главного конструктора “Калины” Юрия Кутеева — “мы постарались предоставить владельцу “Калины” примерно тот же уровень потребительских качеств, что и у зарубежных одноклассников, но за существенно меньшие деньги”. Согласен с ним, тем паче что в опционной комплектации у “Калины” будет и кондиционер, и АБС, и центральный замок с дистанционным управлением, и подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, и электрообогреваемая обивка передних сидений, а в мелких сериях, как пообещал вице-президент “АвтоВАЗа” по техническому развитию Виктор Давыдов, и АКП, что особенно, как известно, нравится дамам.
А то, что первая партия этих вазовских “европеек” — автомобилей, сделанных на уровне мирового автопрома, — сойдет с конвейера 18 ноября, не стоит сомневаться. И если задумали купить машину, то стоит подождать “Калину”. Сколько она будет стоить? На заводе называют “вилку” от 6 до 8 тысяч долларов. В зависимости от комплектации и конъюнктуры на российском рынке — от цен на энергию, топливо, материалы, например, от стоимости на металл, которую отечественные производители задрали до мировой.