Уверен на сто процентов: каждый, кто некогда был обладателем «Нивы», в потаенных снах мечтал попробовать в деле «уазик». Нет, не приобрести, а сначала именно попробовать-отведать. Постоять в «пробках», прокатиться по проселку и, естественно, полазить по грязи. На «Ниве» я отъездил немало, но оказия познакомиться с «уазиком» представилась впервые. Забегая вперед, скажу сразу — первое знакомство оказалось не самым удачным.
На мой позитивный порыв UAZ Hunter, оснащенный современным по меркам ЗМЗ 409-м бензиновым движком, ответил сплошными капризами. Хотя начиналось все оптимистично. Первая встреча состоялась в четверг у редакции. Погода радовала теплом, а впереди маячил уик-энд. Незатейливое, в духе добротного соцреализма внутреннее убранство машины в подобных обстоятельствах казалось вовсе не убогим, а скорее брутальным и оттого, если хотите, даже немного гламурным. На задней двери рядом с массивной полноразмерной запаской — солидный шильдик 2,7i, окрас — зеленый благородный «металлик», диски — «литье», внутри, простите за штамп, — бедненько, но чистенько... Одним словом, глядя на это детище ульяновских автостроителей, отрицательных эмоций не возникало. А когда по первому требованию заработал мотор, вся накопленная за многие годы негативная «каша» об «уазах» — плод деятельности коллег-журналистов — и вовсе вылетела из головы.
План действий был следующий. Пятница: тест-драйв по бездорожью и фотосессия. Суббота: потребительский тест на пригодность автомобиля для семейного использования (2,5-летнему отпрыску была обещана прогулка на «танке» по магазинам за новеньким велосипедом, а также поездка в цирк). Воскресенье: окончание теста и возврат автомобиля владельцу. Первую часть теста «охотник» прошел на «отлично». Да и было бы глупо, если б машина, созданная для активной езды по бездорожью, не смогла доставить удовольствие при пересечении оврагов, безнадежных на первый взгляд луж и геологических разломов. В какие-то моменты у водителя и вовсе создается опасное ощущение полной вседозволенности.
Семейный тест выдался не таким гладким. Домочадцы с удовольствием забрались в машину, но прокатить их с ветерком я не решился. Хоть 128-сильный «шестнадцатиклапанник» и позволяет слегка пошалить, но подвеска слишком уж не располагает к энергичной езде. Уже на скорости 70 км/ч руль, сдобренный актуальным для бездорожья гидроусилителем, не позволяет четко контролировать колеса. Подобные рысканья охотника в лесу в поисках дичи — норма, но на дороге неинформативность руля Hunter оборачивается нервотрепкой. Первая загадка «уаза». Увидев, что задние сиденья оборудованы ремнями безопасности, я сразу решил установить на них детское кресло для наследника. Не тут-то было. Сами ремни на месте, а ответной части с замком как ни искал, обнаружить не удалось. Более того, не удалось даже найти место, куда они могли бы крепиться. Вопрос: задние ремни — фикция, дань ГОСТам?
Идем дальше. Hunter не годится для продолжительных поездок, особенно по городу: если с излишним шумом мостов и двигателя конструкторам худо-бедно удалось справиться (во время движения в салоне можно разговаривать), то новая передняя пружинная подвеска пока не смогла избавить седоков (особенно задних) от регулярной скачки. Водителю при этом приходится овладевать далеко не самой послушной коробкой передач. К тому же слегка монструозный педальный узел совсем не располагает лишний раз дотрагиваться до ручки КП. Впрочем, как показала практика, и к ним можно быстро привыкнуть. А вот привыкнуть к специфической уазовской эргономике, наверное, не сможет никто и никогда. Если машина не предназначена для выездов на светские рауты, то это не значит, что она должна быть неудобной. Запереть все двери после очередной, пятой или десятой, высадки семейства можно только изнутри. При этом дотянуться с водительского места до заветных «собачек» сможет разве что гуттаперчевый мальчик ростом не ниже метр девяносто. При посадке та же история. Но есть и «плюсы»: маленький ребенок-несмышленыш ни за что в жизни не сможет открыть окно. Даже избалованной городским комфортом барышне это будет не с руки. Оно и лучше, станет меньше курить, поскольку пепельницы в салоне не предусмотрено. Предполагается, что настоящие охотники пепел стряхивают на пол, а «бычки» кидают в окно.
В субботу вечером над горизонтом начали сгущаться тучи. Когда возвращались из цирка, Hunter закапризничал. Пару раз дернулся на скорости и заглох, правда, тут же мотор был снова запущен. Неполадки я списал на усталость машины. Еще бы, за день отмотать 40 километров! На следующий день, в воскресенье, картина усугубилась. «Уазик» категорически отказывался ехать, даже после дозаправки топливом. И о ужас! То, о чем хором предупреждали коллеги, произошло. На горке он окончательно встал. Вскрытие капота показало, что ко всему прочему соскочил ремень генератора. Да и как ему не соскочить, когда он отменно смазан (практически каждый сальник на двигателе обильно потеет моторным маслом).
Не стану описывать двухдневную (!) эпопею замены ремня генератора в ближайшем автосервисе. Это очень интимная и еще кровоточащая рана. Разработчики 409-го двигателя, если не слегли в те дни от непрекращающейся икоты, наверняка обидятся и станут обвинять мастеровых в некомпетентности (что совсем не так). Но так или иначе, а в понедельник вечером я выехал из мастерской. Вернее, не выехал — меня вытолкали на трассу изможденные слесари. Двигатель заводился, но набирать обороты отказывался и тут же глох. Помогла журналистская смекалка. Не проехав и пяти километров после последней дозаправки, я опять заглянул на АЗС. Но залил топливо не в левый бак («уазы» комплектуются двумя баками), а в правый. Оказалось, что он и есть основной, и когда почти пустеет, топливо перестает поступать в систему. Бензина, поступающего из наполовину полного левого бака, едва хватало на поддержание холостого хода. Своей последней загадкой Hunter сразил меня окончательно. При отсутствии системы переключения с одного бака на другой топливо самотеком переливается в мизерном, не достаточном для работы двигателя объеме. Может, кто-нибудь объяснит, зачем «уазу» вспомогательный бак?..