После очередной выставки MIMS-2005 интерес к подобного рода коммерческо-развлекательным мероприятиям, казалось бы, должен слегка поутихнуть. Положа руку на сердце, признаемся, что в нынешнем году «Экспоцентр» вызывал уныние не только своим традиционным полумраком, но и вселял безнадежную скуку бедностью автомобильной составляющей.
Поэтому лишь беззаветная преданность служебному долгу заставила нашего корреспондента, поборов апатию, преодолеть «пробки» и все-таки прорваться сквозь кольцо окружения (МКАД) к новому выставочному комплексу «Крокус-Экспо», где со 2 по 7 сентября проходила еще одна автомобильная выставка — «Интеравто-2005». И то, что он там увидел, как оказалось, заслуживает более теплых слов.
Вопреки ограниченному количеству действительно именитых участников, в стенах «Интеравто-2005» было на что посмотреть. Новинок, что продемонстрировали концерны, представленные в России в качестве производителей авто («Ford», «General Motors», «Renault») и примкнувший к ним «Сitroёn», вполне хватило, чтобы сделать выставку интригующей и насыщенной. Кроме того, большими стендами «ТагАЗа» и «Автотора» отрекомендовались крупнейшие российские сборщики иномарок, прихватив до кучи несколько моделей Kia и Hyundai, импортирующихся из Кореи. Понятно, не остались в стороне и китайцы. Еще раз блеснули своим по большей части недоступным совершенством автомобили Audi, BMW и Volvo — их доставили в «Крокус-Экспо» дилерские компании, а остальные участники выставки («Олдтаймер-галерея» Ильи Сорокина, о которой вы можете прочитать в рубрике «Староход», эксклюзивные репликары и прочие фантазии на тему тюнинга) как нельзя лучше дополняли и без того пеструю картинку автошоу. Итак, обо всем по порядку.
Неудивительно, что наиболее объемным и содержательным оказался на выставке стенд «General Motors». Концерн по-прежнему остается крупнейшим мировым автопроизводителем. Определить, какая машина на этом стенде является его изюминкой, у нас не вышло, поэтому имеет смысл просто перечислить все представленные российские новинки компании. Начнем, пожалуй, с Cadillac STS. Официально российские продажи флагмана начались в середине августа, а посему на «Интеравто» широкая российская автомобильная общественность смогла познакомиться с престижным седаном впервые. Большой, роскошный, технически совершенный, STS вобрал в себя и старые традиции, и прочие прелести американской автоиндустрии. У нас он предлагается с двумя типами двигателей: 3,6 л V6 VVT (255 л.с.) и 4,6 л Northstar V8 VVT (320 л.с.). Как уверяют производители, с последним из них разгон автомобиля до 100 км/ч должен состояться за 5,8 секунды, а с двигателем 3,6 л V6 — за 6,9 секунды. Впрочем, с корифеями жанра из «большой немецкой тройки» новому флагману от GM позволит тягаться на равных не только его цена (STS предлагается за суммы от $65 900). Помимо динамики его коньком можно считать адаптивную систему управления подвеской Magnetic Ride Control с настройками «спорт» и «комфорт». Электронная система изменяет демпфирующие характеристики амортизаторов, наполненных жидкостью с магнитными свойствами, так быстро, что, опять же по словам производителей, делает ее самым быстрым в мире «размягчителем» (или наоборот) подвески. Кроме того, STS с двигателем 4,6 л за дополнительные $2300 может оснащаться полноприводной трансмиссией.
Следующая премьера от GM — Saab 9-3 SportCombi Aero. Нужно отметить, что в России формула «два в одном» в любой своей ипостаси, будь то зубная паста, шампунь, бытовая электроника или автомобили, находит позитивный отклик у покупателей. Думается, не окажется исключением и Saab 9-3 SportCombi. Престижных универсалов на нашем рынке хватает, но не многие из них способны похвастать таким спортивным характером, как у нового универсала от «Saab». Известно, что в европейском отделении GM последнее время дела складываются не лучшим образом. Избалованные европейцы норовят работать меньше, а получать больше. Увольнять их нельзя по определению. А если, упаси господи, «хозяин» попрет внаглую — откажется, скажем, ремонтировать зубы членов семей своих сотрудников, то и вовсе пиши пропало. Не миновать бунта и кровавой (читай — судебной) расправы над мироедом-эксплуататором. Отсюда убытки и малоэффективная борьба за снижение расходов. Впрочем, издержки глобализации и социальной революции не смогли превратить старый добрый Saab в утилитарный обмылок, он по-прежнему высечен из благородного камня — строг, изящен и недешев (в России стоит от $29 500 до $46 900). Saab 9-3 SportCombi Aero оснащается шестицилиндровым двигателем с турбонаддувом, развивающим мощность 250 л.с., который также будет предлагаться для моделей 9-3 Sport Sedan и Convertible. Этот силовой агрегат можно будет заказать с октября 2005 года. Мотор позволил сократить время разгона от 0 до 100 км/ч до 6,9 секунды, при этом возросла и максимальная скорость.
Кроме того, в премьерной линейке GM можно отметить обновленный Opel Zafira (с октября будет продаваться чуть ли не дешевле предыдущей модели), Opel Astra GTC и Chevrolet Spark. Что касается последней модели, то ей на нашем рынке придется особенно туго, поскольку она представляет собой не что иное, как Daewoo Matiz после визита в «косметический салон» концерна «General Motors». Продажи Spark (от $8490) начнутся в октябре, равно как и еще одной производной от корейского Matiz. Речь идет о модели Chery S11 (скандально известной QQ) — китайской вариации на ту же тему.
Безусловно, молодцы ребята из российского отделения «Ford». Пожалуй, только на их стенде посетители смогли увидеть настоящий концепт автомобиля, серийное производство которого еще не начато. Им стал кочующий в последнее время по выставкам Ford SAV. Продажи спортивного минивэна начнутся в России в середине следующего года, однако примерная цена уже объявлена — в максимальной комплектации Titanium с двигателем объемом 2,5 литра машина будет не дороже $30 000. А подробнее о Ford SAV читайте в нашей рубрике «Подиум». Кроме того, «Ford» еще раз подразнил своих очередников новыми Focus II в четырех различных кузовах, включая уже запущенный на конвейер во Всеволожске трехдверный хэтчбек, а также привез в Россию заряженную версию Fiesta ST. Впрочем, пока о ее продажах речи не идет. Вариации на тему hot hatch у нас еще не распробовали по-настоящему, и маркетологи «Ford» без предварительной разведки вряд ли дадут добро на начало продаж. Милости просим, выставка — отличный способ уловить настрой и потребности массового покупателя.
Кое-кто, наверное, уже видел на столичных улицах пресимпатичнейший компактный монообъемник Renault Modus. Машина, которая, по уверениям создателей, «внутри больше, чем снаружи», уже некоторое время продается в Европе. Между тем на «Интеравто», несмотря на начало официальных продаж только со следующего года, она имеет вполне законный статус российской премьеры. Что и говорить, Modus — настоящий симпатяга, вся его внешность пропитана легкомысленным парижским настроением со звуками аккордеона, запахом кофе и многоголосием пестрых уличных кафе. Увы, но по цене от $16 670 ему не стать бестселлером продаж в России, хотя ценник вполне обоснован, а машина совсем не лишена шарма и с технической точки зрения выглядит очень, подчеркиваем, очень достойно. Для нашего рынка планируется три бензиновых двигателя: 1,2, 1,4 и 1,6 литра мощностью — соответственно 75, 98 и 113 лошадиных сил. Ну а главным продуктом от «Renault» нынче, конечно же, является модель Logan. На местном подиуме она предстала во всех своих комплектациях, поскольку у посетителей выставки вызывала интерес уже чисто прагматический: что? когда? и сколько стоит? Примерно за два прошедших с момента начала ее продаж месяца компанией «Автофрамос» было реализовано порядка 1200 Renault Logan и собрано более 5000 заявок. Похоже, что старт проекта вполне оправдал ожидания производителей, вовсю наращивающих производственные мощности. Введение второй смены на заводе в Текстильщиках позволит в следующем году выпустить 60 000 автомобилей. Однако найдется ли столько же желающих за них заплатить — большой вопрос. Даже учитывая, что Logan пока что лучше продается в провинции.
Другой французский бренд — «Citroёn» — решил приурочить к выставке премьерный показ своего нового флагмана. «Мсье, же нэ манж па сис жур», — назойливо лезет в голову голодному журналисту всякая чушь при взгляде на богатого во всех отношениях «француза» — Citroёn С6. Инновационный C6 позиционируется как большое авто для путешествий. Хотя вряд ли на этом «крейсере» ценою от 49 900 евро стоит пересекать Восточно-Сибирское плоскогорье — представители местной фауны не смогут дать адекватную оценку этому автомобилю. Особенно его версии Exclusive (от 57 000 евро) с кожаным салоном, CD-чейнджером и прочими атрибутами представительского авто ХХI века. На нем лучше подкатить к трапу собственного, пусть и небольшого, самолета где-нибудь в Западной Европе. А мы, в свою очередь, сможем увидеть С6 в автосалонах только в следующем году.
Эдак незаметно мы подошли к самой интригующей части нашего повествования. В последнее время нас все чаще пугают глобальным и всеуничтожающим нашествием китайского автопрома, которому, дескать, стало тесно в Поднебесной, и он, не ровен час, вот-вот выплеснет наружу все, что там у себя понастроил. Скажем сразу, объявлять штормовое предупреждение пока рано. Действительно, если на недавних площадках в «Экспоцентре» китайцы по большей части скромничали, то на «Интеравто» заявили о себе в полный голос. Китайский «папа» российского дистрибьютора «Ирито» — холдинг «Great Wall» — развернул здесь собственную и, надо сказать, весьма пафосную экспозицию. Тогда как стенд нашего дистрибьютора примкнул к ней с фланга. В центре заводского стенда красовался Hover, о котором мы уже писали, а компанию ему составили различные вариации на тему пикапов и прочих внедорожников. Если честно, то разобраться в их иерархии и классификации пока довольно сложно. В целом как снаружи, так и внутри выглядят они довольно архаично (может быть, за исключением моделей Hover и невиданного ранее Pegasus), однако недостатки внешнего лоска вполне компенсируются умеренной ценой. Сегодня холдинг «Great Wall» ищет в России партнера по сборке автомобилей. Почти наверняка им станет группа СОК, а именно — ее предприятие «Рослада» в Сызрани.
Кроме того, своими амбициозными планами поделился другой китайский производитель, выступающий у нас под брендом «Chery». Во-первых, эти машины будут собираться в Новосибирске, до 25 000 штук в год, а во-вторых, до конца года появится компания-импортер, и четыре модели Chery займут место в автосалонах. Пусть при взгляде на них возникает ощущение дежа-вю, зато Chery явно дешевле своих именитых прообразов. Так, модель S11 (более известная как QQ, дверь от которой аккурат встает на место двери в Daewoo Matis) будет стоить у нас $7000. Слегка перелицованный Seat Toledo появится у нас как модель А15 (от $11 000), просто резь в глазах вызывает внешнее сходство линий Toyota Camry с Chery В11 по цене от $19 000, а за переднеприводный Т11 (от $18 000) с удовольствием заплатят те, кому не хватает средств на покупку оригинального RAV 4. Начиная с октября вышеперечисленные машины начнут появляться в автосалонах, но, судя по опросам общественного мнения и оценкам экспертов, мгновенного ажиотажа вокруг них ожидать не приходится. Собственно, китайцы, реально оценивая возможности нашего рынка, на него и не рассчитывают.
Подводя итоги «Интеравто-2005», напрашивается мысль о том, что «Экспоцентр на Красной Пресне» как единственная и безальтернативная площадка для проведения крупных международных автофорумов больше не существует. В лице «Крокус-Экспо», пусть он и находится за пределами МКАД, появился еще один, весьма реальный претендент на звание лучшей выставочной площадки страны. «Интеравто-2005» — выставка без статуса и возраста — стала представительнее, интереснее и гораздо комфортабельнее MIMS, несмотря на его удачное расположение. Организаторы «Интеравто» не скрывают, что в следующем году собираются принять у себя Московский международный автосалон. Рассчитывает на это и «Экспоцентр», который, по некоторым данным, уже снизил практически вдвое арендную плату для участников, сделав ее конкурентоспособной. А кому достанется честь принять главный автомобильный форум страны уже в сентябре, определит Объединение автопроизводителей России (ОАР) — официальный организатор Московского международного автосалона, уполномоченный на это OICA (Международной организацией производителей автомобилей). Впрочем, члены Европейского клуба автопроизводителей уже высказались в поддержку новичка, что дает «Крокус-Экспо» существенный карт-бланш перед участием в сентябрьском тендере.