2796

“Росавтодор”: итоги года

Куда Минтранс направит средства, предназначенные для строительства автострад?
Не будет преувеличением сказать, что одним из главных критериев эффективности работы транспортного ведомства является состояние российских дорог.
Поделиться

Что ожидать от новых идей Минтранса, и ожидать ли реализации этих идей вообще — пока неясно, зато итоги за год по поводу создания “Росавтодора” Александр Бурков подвел очень четко. Прежде всего напомнив обещания самого Игоря Левитина годичной давности:

“Когда в этом зале шло бурное обсуждение закона о создании государственной компании, разработчики закона говорили, что для развития дорожной сети нам необходимы новые организационные формы в сфере дорожного строительства, — напомнил депутат. — Нас убеждали, что в результате создания госкомпании “Российские автомобильные дороги” в стране увеличится протяженность и пропускная способность автомобильных дорог, а также повысятся технические характеристики дорог. И самое главное, нам обещали снижение бюджетных затрат в сфере строительства и реконструкции дорожной сети за счет создания условий для широкомасштабного привлечения внебюджетных инвестиций в дорожную сферу страны. Нам также обещали новые скоростные автострады, построенные за счет внебюджетных средств. И вот прошел год работы госкомпании “Росавтодор”. И что мы получили:

— увеличение расходов на непроизводственные цели — это содержание аппарата госкомпании;

— перспективу взимания платы с населения за проезд по существующим дорогам, а не вновь построенным. Это такие автомобильные дороги, как М-4 “Дон”, М-1 “Беларусь”.

…Наше мнение: сегодня в сфере дорожного строительства организационные формы подменяют реальную сторону дела”.

Словом, успехи Минтранса в его профильной деятельности на практике оценил уже каждый российский автовладелец. Но даже в теории дорожного строительства ведомство господина Левитина продвинулось недалеко. Так, на том же правительственном часе в Госдуме, отвечая на вопросы депутатов, министр транспорта РФ Игорь Левитин с подкупающей простотой объяснил проблему нехватки улично-дорожной сети в Москве высоким уровнем автомобилизации. То есть на дороге мешают ...машины. И надо бы создать условия, чтобы гражданам было невыгодно ездить на личных машинах.

Если так говорят “профессионалы”, то чего можно ждать от простых муниципальных чиновников, не отягощенных специальными знаниями? Создается впечатление, что чиновники Минтранса живут в ином, бюрократически-организационном измерении, что от бурной организационной деятельности они отрываются с одной целью: найти новые возможности получить средства от тех, кто ездит по дорогам. Ведь в том числе и такой метод наполнения дорожных фондов обозначил Председатель правления “Росавтодора” Сергей Костин. По его словам, суммарный объем капиталовложений в “Росавтодор” в 2010—2015 гг. составит 1,487 трлн. рублей, причем более трети — из внебюджетных источников. Говоря человеческим языком, к 2015 году дорожники получат от автолюбителей в виде налогов около 500 миллиардов рублей. Похоже, это будет единственным практическим итогом Минтранса под руководством Левитина.

Между тем внебюджетные инвестиции на момент создания “Росавтодора” предполагались в виде размещения заемных облигаций и создания концессий для строительства скоростных платных автострад. Но строить платные дороги с нуля Минтранс, видимо, и не собирался. А после того как в начале ноября были приняты поправки в Закон “Об автомобильных дорогах”, платным может стать любой отрезок дороги. Нужно только подыскать разбитую бетонку в качестве “дублера”.

Но ведь нигде в мире давно не ставят турникеты на главных транспортных артериях. Опыт показывает, что платные дороги наносят экономике страны откровенный вред. Они затрудняют транспортное сообщение, приводят к повышению цен на товары, снижению потребительской активности и мобильности населения. Обслуживание и развитие дорожного хозяйства в развитых странах происходит за счет процентов, заложенных в цену бензина. Отдельные платные участки автострад сохраняются лишь в курортных местах или там, где нужно стимулировать использование не менее качественных альтернативных дорог.

Еще более любопытный момент — по новому закону реконструкция и ремонт платных дорог в России будет производиться за счет средств федерального бюджета, а вот деньги за проезд по этим дорогам получать “Росавтодор”. Надо полагать, проследить дальнейшую судьбу этих средств будет нелегко. Уже сейчас компания пытается согласовать с Наблюдательным советом возможность направления финансов на приобретение активов за рубежом. Кстати, в это же самое время министерство Игоря Левитина лоббирует идею увеличения масштабов и сроков бюджетного финансирования “Росавтодора”.