— Изменились ли актуальные драйверы и направления для отечественной отрасли автоперевозок по сравнению с предыдущим периодом? Как вашей компании удается соответствовать им?
Основным драйвером для отрасли по-прежнему остается электронная коммерция, поскольку торговля на маркетплейсах является одним из самых перспективных и динамично развивающихся сегментов. Вторым основным драйвером отрасли я бы назвал развитие отечественной промышленности. Что касается трендов, то ключевыми можно отметить цифровизацию и роботизацию логистики, масштабную модернизацию инфраструктуры, а также продолжающуюся переориентацию внутренних перевозок в сторону дружественных нам стран, на южное и восточное направления, где основными являются Турция, Иран, Индия и Китай.
Мы также продолжаем усиление присутствия на Дальнем Востоке, по итогам 2024 года «Байкал Сервис» на 15% увеличил объемы отправок грузов с данного направления. Их большая часть направляется в ключевые экономические центры страны: Москву, Новосибирск, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск и Иркутск. Кроме того, мы ожидаем рост объемов перевозок грузов из городов, имеющих транзитное значение: Владивостока, Уссурийска, Благовещенска и Артема.
В апреле 2023 года мы открыли филиал в Луганске, а с начала прошлого года осуществляем адресный забор и доставку груза в Мелитополе, Мариуполе, Бердянске и Донецке. Данные направления активно развиваются: наш грузооборот вырос в 2024 году по сравнению с 2023 годом на 75%. Чаще всего наши клиенты перевозят запчасти и оборудование. В июне открываем филиал в Мелитополе.
В международном поле развиваем такое перспективное направление, как перевозку грузов из Китая и стран Юго-Восточной Азии. Мы предлагаем комплексную услугу, охватывающую все этапы доставки — от выбора оптимального маршрута и подходящего транспортного средства до подготовки груза и всех необходимых документов.
— Можете отметить актуальные тренды именно в логистике на рынке маркетплейсов?
Стремительное развитие рынка маркетплейсов и их собственных логистических служб задают новые ориентиры для рынка по скорости и качеству доставки товаров, создают дополнительную конкуренцию. Учитывая перспективность данного направления, транспортные компании все больше интегрируют свои логистические процессы в работу онлайн-площадок.
С начала 2025 года объёмы поставок на склады маркетплейсов остаются в динамике 4-го квартала 2024 года. При этом их перераспределение зеркально отражает доступность складов маркетплейсов для размещения товаров продавцов. Так, например, значительно увеличились поставки на новые склады в Самару, Рязань, Тамбов, Волгоград. В целом же проблемы с лимитами записи на приёмку на складах маркетплейсов остаются по-прежнему актуальными. Учитывая это, с февраля этого года для наших клиентов мы увеличили срок бесплатного хранения до 30-ти дней.
Еще одним важным трендом 2024 году, который продолжился и в этом году, стало увеличение доли продаж товаров через маркетплейсы без использования их логистики. Продавцы размещают товары на витрине маркетплейса, а хранение, сборку и доставку заказов осуществляют собственными силами или с привлечением транспортных компаний. С помощью данной схемы появляется возможность продавать практически любые товары на многомиллионную аудиторию. По данным Ozon, в прошлом году рост продаж мебели, например, составил 73%, а в целом крупногабаритных товаров — увеличился на 81%.
Главные плюсы сотрудничества с транспортной компанией — это сроки и возможность отправить товар прямо со своего склада, доступность большего количества лимитов на прямые поставки, выбор даты поставки. Широкая география доставки, регулярные маршруты по расписанию, наличие складов с возможностью хранения позволяют нашей компании гибко реагировать на изменяющие условия и потребности клиентов по доставке товаров любого объёма на склады маркетплейсов по всей стране.
Мы разработали специальный комплекс услуг по поставке грузов на маркетплейсы. Он включает упаковку, информационное сопровождение, решение вопросов по устранению ошибок продавцов при укладке/маркировке товара, что влечет перемаркировку груза, переформирование и верную укладку коробов, а при необходимости — дополнительную упаковку, а также выбор подходящего транспортного средства. Такой подход обеспечивает сдачу 99,9% поставок наших клиентов на склады маркетплейсов.
— Биржа грузоперевозок ATI. SU сообщила о снижении в первом квартале спроса и, соответственно, цен на внутренние автомобильные грузоперевозки. Как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на рынке?
Логистическая отрасль динамична. Компания «Байкал Сервис» уже 30 лет на рынке, и, могу с уверенностью сказать, что каждый раз новые трудности открывают новые возможности и для отрасли, и для компании.
Такие внешние вызовы прошлого года, как дефицит кадров и подвижного состава, рост инфляции и, как следствие, замедление темпов роста рынка автоперевозок, заставляли участников рынка принимать почти антикризисные меры. В прошлом году мы видели совершенно уникальную ситуацию, когда присутствовали два таких взаимоисключающих фактора, как рост объемов перевозок, с одной стороны, и физическая нехватка персонала, транспорта и складских помещений — с другой. А сейчас мы наблюдаем обратный дисбаланс между предложениями грузов и свободным транспортом. По стране профицит, по нашим оценкам, составляет примерно 10%.
На данный момент на рынке транспорта существенно больше, чем отправлений. С конца прошлого года наблюдается устойчивый тренд на сокращение объемов перевозок, что связано, прежде всего, с «замиранием» торговли. При текущих экономических условиях просто невыгодно вкладываться в товар на длительный срок (раньше это делалось за счёт кредитных средств).
Рост стоимости кредитов и лизинговых платежей существенно ограничивает возможности бизнеса. Если раньше на фоне дефицита транспорта и водителей перевозчики диктовали рынку стоимость перевозки, то сейчас на фоне дефицита грузов рынок диктует стоимость перевозчикам.
При текущих условиях многие компании вынуждены были приостановить обновление автопарка. По данным Ассоциации «АвтоГрузЭкс» (наша компания входит в число её учредителей), средний возраст грузовых автопарков составляет 16-20 лет в зависимости от категории техники.
Но обновление и поддержание автопарка — это процесс необходимый, несмотря ни на какие обстоятельства. Это, прежде всего, безопасность, качество и скорость обслуживания, а также рентабельность перевозок. Автопарк нашей компании в основном состоит из грузовиков отечественного производства проверенных моделей: «Газель NEXT», «Газон NEXT» и МАЗ. Благодаря развитой дилерской сети по всей стране не возникает проблем с их обслуживанием. Обновление автопарка компании в этом году планируется в рамках поддержания безусловной работоспособности и замены выработавшей свой ресурс техники.
— Сохраняется ли дефицит кадров в отрасли? Какие актуальные тренды и прогнозы? Ощущаете ли вы увеличение количества «возрастных» сотрудников? Как решаете этот вопрос в компании?
Логистическая индустрия особенно чувствительна к дефициту линейного персонала. Это касается, в том числе, нехватки складского персонала всех уровней, прежде всего, линейного — водителей погрузчиков, приёмосдатчиков, грузчиков и т.д.
По-прежнему в отрасли ощущается нехватка водителей большегрузного транспорта (категории «CE»). В настоящее время штат водителей данной категории в нашей компании полностью укомплектован. Что касается водителей-экспедиторов, то с начала года можно отметить некоторое оживление рынка соискателей — срок закрытия вакансии сократился в среднем до 1 недели, в то время как во второй половине 2024 года доходил до 3-х недель.
Средний возраст сотрудников растет практически во всех профессиях. Молодежь отказывается устраиваться на такую работу, поэтому сейчас мы все больше видим именно возрастных сотрудников. Работа водителя большегрузного транспорта, например, сопряжена с высокими нагрузками на организм. После 40, и тем более после 50, риски ухудшения самочувствия в дороге повышаются, что в свою очередь повышает риски возникновения ДТП. Важно, чтобы водитель не перерабатывал и соблюдал режим отдыха и сна. Для этого в компании обеспечиваются комфортные условия труда и мониторинг состояния здоровья.
Несмотря на высокий уровень зарплат, вакансии повышенным спросом не пользуются. Конечно, легче привлекать персонал, когда оплата труда выше рынка. Но ситуация с оплатой труда очень динамична, и рынок труда остается рынком соискателей. Поэтому основная задача сейчас не просто привлечь персонал, а удержать его.
По нашим прогнозам, кадровый дефицит по всем направлениям логистики неизбежно продолжится в этом году. В 2025 году кадровый голод, по всей вероятности, еще не достигнет своего пика. На его фоне будет и дальше усиливаться «зарплатная борьба» в отрасли, особенно среди водителей большегрузного транспорта.
Как показывает опыт, повышение зарплаты не всегда является определяющим фактором для работника. Для привлечения новых сотрудников мы используем комплексный подход: реферальные программы, программы наставничества, профессионального роста и развития. В 2024 году у нас заработала программа «Приведи друга». Сейчас мы работаем над новым кадровым проектом по расширению социального пакета, где будет не только заработная плата выше рынка, но и другие социальные привилегии (ДМС, компенсация расходов и прочее).
— Какова ситуация на рынке складского хранения грузов? Как удается наращивать свое присутствие в новых для России и компании регионах?
Приостановка экономического роста на фоне высокой ставки и запредельный рост арендных ставок снизили спрос на аренду и побудили компании к оптимизации. Сегодня чувствительность к качеству и размеру площадей, удобству локации и уровню арендной ставки настолько высока, что арендаторы вынуждены считать каждый метр. 2025 год, очевидно, пройдет под знаком снижения активности крупных арендаторов. Основные игроки, уже сформировавшие обширные складские сети, будут больше сосредоточены на оптимизации логистики и точечных сделках небольшого формата, повышающих качество и рентабельность. Также можно ожидать увеличение интереса к покупке объектов вместо дорогостоящей аренды.
Если говорить про нашу компанию, то если есть возможность, мы обязательно улучшаем текущие складские условия. Ищем помещения, где будут комфортные условия для работы, возможность оказывать целый спектр услуг, а клиенты смогут даже в часы пик добраться без проблем. Также мы заинтересованы в площадках, где можно с «нуля» по собственному проекту создать инфраструктуру для терминалов. Таким образом, с начала года мы улучшили условия обслуживания в Екатеринбурге, Тюмени, Перми, Череповце и других городах.
— Компания «Байкал Сервис», помимо перевозки грузов внутри России, уже много лет активно заявляет о себе и на рынке перевозок СНГ. Что можете рассказать о работе компании за рубежом?
Объемы отправляемых грузов в страны ближнего зарубежья остаются стабильно высокими. Мы работаем в Беларуси, Казахстане и Кыргызстане. Наиболее востребованным и перспективным направлением среди клиентов компании остается Беларусь. По информации биржи грузоперевозок ATI. SU, в прошлом году Республика Беларусь вошла в тройку лидеров по росту числа заявок на экспорт из России, наряду с Азербайджаном и Казахстаном. В компании мы также отмечаем увеличение спроса на белорусское направление среди клиентов. За первый квартал 2025 года мы на 20% увеличили объемы перевозок в Беларусь. Для клиентов доступна перевозка по всей территории страны. Существенную долю отправлений составляет перевозка запчастей для автомобильной техники и различного оборудования.
— Что можете пожелать «коллегам по цеху», учитывая богатый опыт присутствия на рынке грузоперевозок? Что в первую очередь стоит учитывать, чтобы грузоперевозчик продолжал развиваться и быть среди лидеров рынка, как это происходит на протяжении уже более 30 лет с компанией «Байкал Сервис»?
Для нас, несмотря на ситуацию на рынке, всегда было важным и остается предоставление качественных и доступных услуг. Еще один неизменный «рецепт» — это сохранение и развитие команды профессионалов.
Мы серьезно подходим к контролю расходных материалов — стали больше дорабатывать вторичные материалы, актуализировали некоторые логистические маршруты. Продолжили внедрение различных цифровых решений — любая оптимизация в компании основана на цифровых инструментах и аналитике данных. Она пронизывает все процессы — от мониторинга транспорта и совершенствования технологий обработки грузов до взаимодействия с клиентами. На некоторых участках используем Искусственный Интеллект.
Поскольку мы федеральная транспортная компания с широкой филиальной сетью, то можем серьезно оптимизировать расходы и предложить рынку выгодные тарифы. Для конкретного типа груза и партии клиенты компании могут подобрать наиболее выгодное предложение и комплексный набор услуг. В апреле в компании была проведена масштабная аналитическая работа, учитывающая запросы и пожелания клиентов. На ее основе мы скорректировали тарифы по более чем 2000 направлениям в диапазоне до 35% (в зависимости от направления) на межтерминальные перевозки грузов по всей России. Так мы поддержали наших клиентов в Центральном, Северо-Западном, Сибирском, Южном и других федеральных округах.
Реклама. ООО «Байкал-Сервис ТК», ОГРН 1025000507036, 140100, Россия, Московская обл. г. Раменское, ул. Карла Маркса, д. 5/3, комн. 23