1503

И ПОСКАКАЛИ!..

Продолжая разговор о “подарках” нового Кодекса об административных правонарушениях, расскажем как он работает на дороге и почему сегодня эффективность деятельности ГАИ асимптотически приближается к нулю.
Поделиться

Продолжая разговор о “подарках” нового Кодекса об административных правонарушениях, придется взглянуть правде в глаза и честно сказать, как он работает на дороге и почему сегодня эффективность деятельности ГАИ асимптотически приближается к нулю.

Согласно КоАП, если сумма штрафа не превышает 1 МРОТ (до ста рублей включительно), то инспектор вправе не составлять административный протокол, а выписать нарушителю так называемое постановление-квитанцию (ПК). Но только при условии, когда нарушитель признает свою вину и согласен с взысканием. В противном случае последний может составить протокол и на месте вынести постановление о наложении взыскания. Чего ему нельзя делать на месте, так это брать деньги.

Очень жесткая бумажка

Теперь едем на незарегистрированном или не прошедшем ТО автомобиле (ст. 12.1). Наказание — предупреждение или штраф в 50 рублей. Честно и радостно признаемся инспектору, что не хотим регистрировать и получать номера на машину, а техосмотр — настолько нудная и хлопотная процедура, что посвящать ей личное драгоценное время просто не имеет смысла. Далее от всей души просим нас наказать по всей строгости закона. КоАП велит инспектору безжалостно выписать ПК и запретить эксплуатацию автомобиля методом снятия номеров. Успехов! “Права” забрать нельзя, а процедура исполнения наказания требует постановления правительства, где был бы прописан механизм жестокого запрещения эксплуатации, задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, порядка хранения и пр. А этого постановления и нет в помине, поэтому инспектор может только выписать ПК.

Аналогичная ситуация и с другими статьями, где штраф не превышает одного МРОТ. Суды не принимают ПК, для них основанием для рассмотрения дела может быть только административный протокол. Поэтому опасаться последствий (типа визита судебного пристава) не стоит. Таким образом, можно никогда не мыть номерные знаки и вообще ездить без них (ст. 12.2.1 и 2). Можно ездить без документов, а инспектору спокойно объяснить, что забыл дома. Максимум на что он способен — отвести в ближайшее отделение милиции для установления личности. Но это такое хлопотное мероприятие, что только большой энтузиаст решится беспокоить вечно злых и занятых “бытовухой” обитателей местного участка. Правда, здесь стоит проявить дипломатию и пообещать, что скоро приедет жена (друг, сосед) с документами. “Наезд” не уместен: инспектор может составить и протокол.

В ПДД есть объемный список неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля. Здесь и не работающие фары, дворники, “лысая” резина, отвалившийся ручник и многое другое. При всем этом ничто не мешает водителю продолжить поступательное движение. Например, ночью без света: очень романтично. Статья 12.5.1 предусматривает достаточную скромную плату за удовольствие экстремального вождения: всего 50 рублей. А соседний пункт 12.5.2 вообще не работает, поскольку никто и никогда не сможет доказать преступный умысел в “заведомо неисправных” тормозах или рулевом управлении. Этим же отличается и ст. 12.15.2 — образец творчества слабо разбирающихся в ПДД разработчиков.

Про непристегнутый ремень безопасности или отсутствие у мотоциклиста ударопрочного головного убора и говорить не приходится. Останавливать за такую “мелочь” и возиться с написанием заведомо обреченного ПК не будет даже самый ретивый инспектор. ПК ждет водителя за превышение скорости до 40 км/ч (ст. 12.9.1 и 2), постановку машины на стоянку где попало (ст. 12.11.1 и 12.19), лихое движение на грузовике в левом ряду (ст. 12.11.2), равнодушное поведение на перекрестке, где можно всех безнаказанно “запереть”, поскольку хочется ехать в своем направлении, невзирая на затор (ст. 12.13.1), бездумную подачу сигналов “поворотниками”, разворот в запрещенных местах и даже пренебрежение требованиями знака “Уступите дорогу” (ст. 12.14)! Ныне можно вообще забыть о дорожных знаках и разметке (ст. 21.16), спокойно объехать “пробку” по тротуару (ст. 12.15.1), а главное... извлекать немалую скоростную выгоду, симулируя дальтонизма. За движение под 100 км/ч на красный (ст. 12.12) с последующим игривым разгоном пешеходов, переходящих проезжую часть (ст. 12.18), инспектор (при нашем слегка виноватом согласии) вновь выпишет ПК. Причем за все нарушения один инспектор может составить только одно ПК — за наиболее тяжкое нарушение.

Протокольное мероприятие

На месте сотрудники ГАИ имеют право составлять протокол и выносить постановление, если сумма штрафа не превышает 3 МРОТ . Если ПК можно совершенно спокойно игнорировать, то протокол обязывает быть несколько внимательнее. Теоретически по нему следует оплатить штраф в течение 30 дней. Однако “права” не забирают, поэтому и с постановлением можно кататься до посинения. Механизм исполнения наказания предусмотрен такой: если штраф не будет через месяц уплачен, то из ГАИ пошлют повестку нарушителю на работу. Понятно, что это прекрасный повод сходить с секретаршей директора в ресторан и очаровать ее рассказами о своей нелегкой, но героической автомобильной жизни. Если нарушитель не работает или вдруг про него вспомнили и позавидовали его неформальному общению с секретаршей, то ГАИ имеет все основания отправить бумаги судебному приставу.

Так должно быть, но теория далека от практики. Даже если бумаги и придут к приставу, очень спорный вопрос, когда он соберется на дело и что вообще можно описать у нарушителя в результате очень нудной процедуры за “идею” в 300 рублей. Так что и на протокол можно смело плевать. Однако не стоит увлекаться, если сумма штрафов достигнет впечатляющих размеров, а фамилия нарушителя будет вызывать нервную дрожь в группах разбора или у приставов — тут уже можно нарваться на неприятности.

Все, что стоит больше 300 рублей (кроме лишения “прав”), — компетенция начальника отдела ГАИ. Однако процесс прохождения постановления аналогичен описанному выше. Зато на этом уровне (свыше 3 МРОТ) дозволено совершать весьма приятные проступки. Например, гонять по городу со скоростью 119 км/ч или ездить с подложными номерами (ст. 12.2.3). Вдумайтесь в формулировку! Кто и на чем будет устанавливать фальшивые регистрационные знаки? “Скажите, инспектор, где здесь побыстрей можно оплатить 500—1000 рублей, а то я опаздываю подвезти оружие и наркотики на ворованной машине. Ах, не берете, только составите протокол... Да, я из Владивостока, пришлите, пожалуйста, бумажки туда, а мне некогда”. Так, что ли? Аналогичная ситуация и с незаконной установкой спецсигналов, и с самовольной раскраской автомобиля в нарядные цвета милиции или “скорой помощи” (ст. 12.4).

Огласите весь список, пожалуйста!

Согласно новому КоАП, “права” забирают лишь в исключительных по своему цинизму случаях. За езду по встречной полосе, хулиганство на ж/д переезде, превышение скорости свыше 60 км/ч, непредоставление преимущества в движении транспорту со спецсигналом, оставление места ДТП, пьянку и невыполнение требования инспектора об освидетельствовании на это самое состояние. Перечисленные нарушения рассматривает только суд, и ему решать, лишать ли водителя “прав” или ограничиться внушительным штрафом. Впрочем, суды у нас гуманные и очень редко идут на крайнюю меру.

Есть еще нюанс: инспектору порой себе дороже составлять документы на изъятие “прав”, поэтому очень высока вероятность вообще обойтись без протокола. Например, едет по улице машина, с трудом сохраняя прямолинейное движение. Останавливают, а из открытой водительской двери выпадает человек с очень задумчивыми глазами. Итак, составляется протокол об отстранении водителя от управления. Затем — протокол на освидетельствовании. Теперь — направление к доктору. Поехали. Пьяницу везут в гаишной машине, а сзади очень осторожно (частная собственность!) следует второй инспектор на авто пострадавшего в борьбе с алкоголем, поскольку на месте задержания ее оставить нельзя: а вдруг разворуют, отвечай потом. Доктор “продул”, выявил “состояние и степень опьянения” и составил протокол медицинского освидетельствования. Так, есть нарушение ПДД. Только теперь инспектор составляет административный протокол, после чего водила нетвердой рукой пишет объяснительную. Написал, что ли? Тогда выписывается временное разрешение на право управления транспортными средствами и с водителя берется расписка, что он не станет управлять сегодня машиной, а будет искать водителя. Наконец инспектор пишет рапорт о случившемся своему начальнику. Все.

Но, допустим, суд лишил водителя “прав”. Ну и что? Тот продолжает ездить без документов (см. ст. 12.3). Возможность проверить его по базе данных “лишенцев” представится только тем сотрудникам ГАИ, у которых есть компьютер и “свежие” данные, а это еще редкость на наших дорогах. Но даже если и выявят, то в этом случае ему по ст. 12.7 грозит лишь новый протокол и штраф в 300—500 рублей — как договорится. Есть и другой вариант: показывать сотрудникам ГАИ временное разрешение. Теоретически оно действует до момента вынесения постановления. Однако откуда об этом решении узнает инспектор, который остановит машину? Последнее: если прошел год с момента вынесения постановления о штрафе, а никто не пришел к нарушителю за деньгами, то взыскание автоматически аннулируется.

Так что спасибо огромное законодателям за наше спокойное движение к светлому будущему без Правил. Мы не забудем вашей демократичности. Если останемся в живых.