Лишить водителя денег можно двумя способами: “государственным” (таможня, налоги, ГИБДД, местные поборы и т.д.) и преступным. Последний предусматривает как банальные “дать по голове” и соблазн “случайно-сексуального” путешествия, так и более изощренный вариант под названием “два прокола”. Это весьма популярный и широко распространенный метод грабежа.
Водитель остановил у тротуара машину и “на минутку” зашел в магазин. Вернувшись с покупками и отъехав метров сто, он неожиданно обнаруживает, что машина едет как-то криво, а из-под днища слышится посторонний шум. Он выскакивает из автомобиля, обегает его вокруг и обнаруживает спущенное колесо. Ругается, открывает багажник, с трудом достает “запаску”, ключ, домкрат и начинает грязную процедуру по замене колеса. Поменял, возвращается довольный в машину, а барсетки (сумки, портфеля, телефона, магнитолы) в салоне нет.
Способ старый. Его история насчитывает как минимум три десятка лет. Но только с начала девяностых годов он обрел то совершенство, которое позволяет злоумышленникам безнаказанно (!) грабить около ста водителей в день. Это только в Москве. В других городах подобных преступлений значительно меньше: условия не те.
А они играют ключевую роль и соответствуют определенным требованиям. Так, улица должна быть с интенсивным движением в несколько рядов и на протяжении 300—400 метров не иметь поворотов или места для разворота. Тогда автомобиль с проколотым колесом поедет только в одном направлении и до обнаружения водителем “неисправности” не успеет перестроиться далее второго ряда. То есть остановится в поле зрения злоумышленников.
Преступная группа насчитывает семь человек, и у каждого свои, четко расписанные функции. Вся операция разбита на два этапа: прокол колеса и собственно ограбление. Действия преступников тщательно отрепетированы и согласованы даже на случай “нестандартного” развития ситуации. Особое внимание уделяется условным сигналам. От того, будут ли они вовремя, правильно и незаметно для окружающих поданы и поняты, зависит успех операции.
Итак. Два преступника “прогуливаются” вдоль тротуара у дверей магазина. Метрах в десяти от них, в неприметной отечественной машине, сидят еще двое. Все вместе выполняют задачу первого этапа: “вычисляют” машину без пассажиров, водитель которой небрежно положил сумку или портфель на сиденье. Кроме четверых “наблюдателей” еще трое находятся между входом в магазин и местом предполагаемой остановки автомобиля жертвы после обнаружения проколотого колеса. Они подстраховывают и ждут развития второго этапа.
Преступники неплохие, я бы даже сказал отличные, психологи и легко определяют потенциальную жертву. Среди тех, кого стоит грабить, выделяется такой тип водителя: неплохо одет, на хорошей машине, носит с собой визитницу или портфель. Человек, достигший определенных финансовых успехов, как правило, чувствует себя по-хозяйски уверенно, расслаблен, поглощен своими заботами и к окружающей будничной действительности не проявляет настороженности. В большинстве случаев кошелек (с немалой суммой) он носит отдельно от документов и не в одежде: оттопыренный карман свидетельствует об имидже делового человека. Важно и то, что такой водитель очень брезгливо относится к мысли о замене колеса, впрочем, как и к самостоятельному устранению любой возникшей в авто неполадке.
Теперь — внимание: у преступников готовность №1. Вот остановился подходящий автомобиль. По всем признакам водитель “тянет” на “клиента”: внешний вид, поглощен предстоящей покупкой, торопится, паркует машину небрежно. Высаживаясь, берет с сиденья сумку, запирает две или четыре двери центральным замком с помощью кнопки на брелоке. Подав условный сигнал (мол, будем брать), один из прогуливающихся по тротуару идет за водителем в магазин. Нужно посмотреть, откуда он достанет деньги, и выйти из магазина, чуть опережая жертву: сигнал к началу второго этапа. Кстати, не надо думать, что этот сигнал — взмах белым платком. Достаточно неуловимого для окружающих жеста и взгляда. Второй прогуливающийся незаметно проходит вдоль машины и быстро оценивает, что еще есть в салоне и какое колесо удобнее колоть. Наступает кульминация первого этапа. “Гуляка” подходит к колесу со стороны проезжей части и, как бы на секунду остановившись, отряхивая брюки, сверху вниз делает два быстрых движения. Это не так просто, как кажется на первый взгляд: тут нужен изрядный опыт. Дырявят верхнюю боковину колеса там, где в движении на шине образуется бугорок. Отверстия должны располагаться рядом, тогда за краткое время стоянки автомобиля воздуха из шины выйдет мало и почти бесшумно, а при движении колесо даст о себе знать уже метров через сто.
Инструмент преступники изготавливают сами. Шило имеет небольшую грушеобразную ручку и стальное жало диаметром два и длиной двадцать миллиметров. Пока один делает дырки, двое в машине обеспечивают безопасность и готовы в любой момент выскочить, чтобы отвлечь внимание на себя: задать вопрос “как пройти к библиотеке”, сообщить, что “спина белая”, а на крайний случай — сымитировать драку.
Первый этап длится от силы десять секунд. Далее машина преступников и “гуляка” отправляются к предполагаемому месту грабежа. В это время один из трех участников второй группы подходит ближе к магазину. Он должен увидеть выход подельника с водителем и дать сигнал оставшимся двум. Тот, что из магазина, провожает жертву до машины, смотрит, куда будет положена сумка, какие двери открыты и условным сигналом передает информацию по цепочке. Машина с преступниками останавливается недалеко от второй группы, и из нее наблюдают за обстановкой.
Секунд через тридцать жертва почувствует неладное в поведении автомобиля и подъедет к тротуару. За то время, пока водитель ходит вокруг колеса и грязно ругается, к его машине подтягиваются преступники. Грабить будет только один, остальные страхуют и готовы вмешаться, если грабитель “засветится”. Перед тем как стащить сумку, вдоль автомобиля жертвы пройдет один из злоумышленников и проверит окончательное расположение ценных вещей и не закрыты ли двери.
Теперь нужно выбрать подходящий момент, чтобы взять “товар”. Как правило, это происходит в момент, когда водитель достает “запаску”. Если при этом автовладелец может просматривать салон (например, как на “Самаре” или, скажем, “двенадцатой” модели) или грабителя кто-то спугнул, то он будет дожидаться, пока жертва не начнет выставлять домкрат и поднимать автомобиль. Как только преступник возьмет сумку, он моментально отдаст ее коллеге, быстро подошедшему к нему из машины. В следующую секунду вся преступная группа “растворяется”: бандитское авто уезжает, а “пешеходы” разными дорогами уходят в условленное место. В машине на ходу сумку потрошат и как можно скорее от нее избавляются на помойке или заброшенной стройке. Снова встретившись, преступники без промедления занимают свои места и начинают новую операцию. При удачном стечении обстоятельств за день группа совершает пять-шесть грабежей.
Как ни прискорбно, но преступникам помогают сами водители. Увидев спустившее колесо, жертва забывает про все на свете. Двери автомобиля остаются не то что не закрытыми — распахнутыми! На сиденья брошены сумка, пиджак, куртка, телефон, а порой и содержимое карманов брюк (чтобы не мешало работать). “Помогают” грабителям и захламленные багажники: пока водитель вытащит кучу барахла, пока найдет баллонный ключ, извлечет домкрат, наденет перчатки... А чтобы лишиться своего добра, достаточно двух секунд! Навыка замены колеса у большинства из нас, согласитесь, мало. Приладить домкрат — и то проблема! Так что времени и возможностей у преступников более чем достаточно.
Риск быть пойманным у грабителя практически сведен к нулю. Это заслуга “страховщиков”. Именно поэтому их в три раза больше, чем исполнителей. Во-первых, они постоянно наблюдают за окружающими. Если человек или машина покажутся подозрительными, ребята тут же отменят операцию. Причем на любом этапе. Во-вторых, они готовы в любой момент вмешаться и “вызвать огонь на себя”. Например, водителя неожиданно привлек звук открываемой двери. В ту же секунду его окликнут, толкнут и т.д. Если кто-то из прохожих заметит, как прокалывают колесо или лезут в салон, группа прикрытия немедленно затеет свару и даст исполнителю возможность скрыться. Ведь статья УК РФ “светит” только за грабеж, а прокол колеса и небольшая драка, это так, мелкое хулиганство. Чтобы посадить преступников, их нужно поймать с поличным, буквально схватить за руку, а это не просто. Требуются многодневные засады у тысяч магазинов. Таким количеством сотрудников уголовный розыск попросту не располагает. Правда, были случаи, когда ловили тех, кто лез в салон. Но это случайность (или наводка), и задержанные проходили по делу как одиночки.
По мнению сотрудников уголовного розыска, менее половины ограбленных обращаются в милицию. Только в том случае, если пропали документы или крупная сумма денег. Остальные справедливо полагают, что пропажу никто никогда не найдет.
Делайте выводы, господа потенциальные жертвы. Да, замена колеса — дело не из приятных, но стоит ли из-за этого лишаться ценных вещей и денег? Быть может, проще запереть двери?