“АвтоВАЗ” издревле “славится” качеством своей продукции. Помимо обязательной протяжки всех резьбовых соединений владельцу новой машины от флагмана отечественного автомобилестроения приходится еще немало сделать для того, чтобы уверенно и безопасно чувствовать себя за рулем легковушки. Порой исправить бракованное транспортное средство не под силу ни одному мастеру.
В начале декабря 2000 года Евгений Подругин приобрел в магазине ООО “Тасмана” новенький фиолетовый ВАЗ-21053. Автомобиль прошел положенную предпродажную подготовку, и его состояние не вызывало нареканий со стороны покупателя. Идиллия закончилась довольно быстро. Проблемы с “Жигулями” начались уже на пятый день эксплуатации. У “пятерки” забарахлил стартер. Дальше — больше: число обнаруживших себя неисправностей росло с каждым днем: вскоре застучала коробка передач, стала подводить передняя подвеска, а на кузове в нескольких местах появились странные пятна.
Евгений обратился в гарантийную мастерскую, где ему предложили дождаться первого ТО через три недели после покупки машины. Все-таки “Жигули” худо-бедно, но ездили. В прекрасно известном всем столичным владельцам ВАЗов сервисном центре “Северянин-АвтоВАЗ” на северо-востоке Москвы с пониманием отнеслись к проблемам Подругина. Правда, признались, что шумы в КП к гарантийным случаям не относятся, и предложили устранить их за дополнительную плату. В итоге герой нашего рассказа уехал из “Северянина” несолоно хлебавши, а “пятерка” продолжала разваливаться на глазах. На 10-й тысяче километров пробега по гарантии заменили бензонасос, на 12-й тысяче — стартер. Спустя 400 км после второго ТО в марте содержание окиси углерода (CO) в выхлопе резко выросло до 15%! Затем настал черед сцепления, распределителя, прокладки нижней крышки КП. В общем, к 17 тысячам километров в конце апреля 2001 года странички для отметок о проведенном ремонте в сервисной книжке закончились. В “Северянине” заботливо вклеили в документ обрывок тетрадного листочка для дополнительных записей. Как в воду глядели! В середине мая пришлось устанавливать новые личинки дверных замков взамен отказавших старых, а спустя еще пару недель — делать правую полуось. Причем уже не в “Северянине”, а в центральном московском вазовском техцентре в Строгине. Надо ли говорить о том, во что превращается жизнь хозяина подобной, иначе не назовешь, самоделки? Во-первых, шок — от нового автомобиля, пускай и отечественного производства, такого поведения не ожидаешь. Во-вторых, полная неопределенность. Смогли бы вы каждый день садиться за руль без уверенности в том, что доедете до места назначения, как бы близко оно ни находилось? Еще раз подчеркну: “пятерка” прошла предпродажную подготовку, что подтверждается подписью инженера и печатью автосалона, а также заводской контроль качества.
Терпение северянинских мастеров лопнуло в июне 2001-го. Они просто... отказались обслуживать злополучный автомобиль в связи с нехваткой бесплатных запчастей, а на самом деле, осознав полную безнадежность этой “пятерки”. В Тольятти в ответ на запрос Евгения о том, где ему осуществлять гарантийное обслуживание, предложили обратиться в “Строгино-Ладу”. Подругин пригнал “Жигули” на сервис и оставил их там на 10 дней, чтобы специалисты полностью устранили все неисправности. На одометре ВАЗа значилось чуть более 20 тысяч километров. К удивлению автовладельца, вернуться за машиной ему предложили уже на следующий день. В “Строгино-Ладе” ограничились лишь выпрямлением крышки багажника. Фактически слесари расписались в своей беспомощности. Еще раньше друзья советовали Жене потребовать обмена транспортного средства на новое. Теперь об этом заговорили и представители завода. К тому моменту салон “Тасмана” уже прекратил свое существование. Договариваться о замене “пятерки” было необходимо непосредственно с “АвтоВАЗом”. Вопрос пришлось решать с помощью служителей Фемиды. В сентябре судья Преображенского межмуниципального суда постановил удовлетворить иск автомобилиста. “Строгино-Лада” предоставило в распоряжение Подругина новый ВАЗ-21053. Причем дополнительное оборудование (сигнализация, магнитола и т.д.) из старой “пятерки” фирмачи оставили себе. Дескать, в подобных случаях потребитель должен нести убытки.
В своем гараже Женя загнал новую машину на эстакаду — все днище оказалось в масле. Мастера сервисного центра подтвердили подозрение водителя о течи в сальнике коленвала. Недостаток устранили, но “Жигулям” это не помогло. Система смазки оказалась полностью несостоятельной. Первая отметка о гарантийном ремонте появилась в сервисной книжке на 800 км пробега. Следующая — на 1150-м. Речь шла о прокладке масляного насоса. Естественно, в документе содержалась отметка о предпродажной подготовке. Сверившись с заказом-нарядом на машину, Евгений обнаружил, что она не проводилась. Следом за прокладкой на 2570 км отказал редуктор заднего моста. В начале декабря 2001-го на 6130 км его пришлось менять, а заодно чинить рабочий цилиндр сцепления и менять втулки амортизатора, и это еще не все. Ситуация усугублялась традиционным дефицитом бесплатных гарантийных запчастей. Нужной детали приходилось ждать по нескольку недель. Регулярные ТО не помогали. Ведь изначально бракованный автомобиль не может в одночасье превратиться в чудо техники.
В Строгине добровольно менять машину отказались, и в конце года в Преображенский суд поступил очередной иск от Подругина с требованием предоставить в его распоряжение другую легковушку. Судья Чепрасова в январе 2002-го назначила автотехническую экспертизу за счет ответчика с целью установить справедливость претензий истца. Полный перечень недостатков, выявленных последним в ходе эксплуатации второй “пятерки”, занял едва ли не половину печатной страницы. Чего здесь только нет! Всевозможные шумы из различных узлов и агрегатов “Жигулей”, нарушения геометрии кузова, нестабильная работа двигателя, затрудненное переключение КП и многое другое. “Строгино-Лада” сэкономило на исследовании в НАМИ и добровольно сочло обоснованным значительную часть утверждений автовладельца . Однако ввиду того, что все поломки являются следствием заводского брака, судья признал ответчиком не техцентр, а непосредственно головное предприятие — ОАО “АвтоВАЗ”. В результате 27 июня прошлого года измученный автомобилист получил уже третье по счету транспортное средство.
Но и в этот раз Подругину не повезло — коробка передач вскоре потребовала замены. Терпение водителя лопнуло, и он, не дожидаясь второго ТО, решил расторгнуть договор с “АвтоВАЗом” и вернуть потраченные на ветер деньги. На последней “пятерке” автомобилист проездил лишь 17 тысяч километров. Судья в который раз согласилась с исковым заявлением Евгения и 15 октября постановила взыскать с завода 104 тысячи рублей, заплаченные за машину. Решение вступило в законную силу 28 октября. В Тольятти обязали урегулировать конфликт автоцентр “Строгино”. Исполнительные листы на заводе получили в середине ноября, но в установленный законом пятидневный срок никто с автовладельцем не рассчитался. Бракованные же “Жигули” он пригнал на СТОА еще в начале декабря, но свои кровные увидел только под Новый год.
... Эта история прекрасно иллюстрирует отношение ОАО “АвтоВАЗ” к своим клиентам. В то время как представительства зарубежных фирм в России предоставляют покупателям своих машин беспрецедентные гарантийные условия и европейский уровень обслуживания, ВАЗ мучительно изживает в себе советское прошлое. Пока, как видно, без особого успеха. К сожалению, ожидать стремительного прогресса в данном направлении не приходится. При нынешнем уровне доходов населения позиции Тольятти на автомобильном рынке останутся незыблемыми еще не один десяток лет. Достойной альтернативы в той же ценовой нише продукции “АвтоВАЗа” нет. Потребителям приходится мириться и с низким качеством выпускаемых на Волге транспортных средств, и с во многом фиктивной гарантией. Не зря ведущие дилеры ВАЗа уже давно предлагают за дополнительную плату обзавестись фирменной, зато надежной гарантией. Уж им-то прекрасно известны манеры и реальные возможности представителей завода.