1602

Финансовый романс

Сначала “АвтоВАЗ” объявил внешний и внутренний заем, потом “Renault” с правительством Москвы договорились об инвестициях в создание нормального производства. На что же, как и ради чего будут потрачены все эти деньги?
Поделиться

Две прошлые недели оказались богатыми на громкие события в сфере больших автомобильных денег. Сначала “АвтоВАЗ” объявил внешний и внутренний заем, потом “Renault” с правительством Москвы наконец-то договорились об инвестициях в создание нормального производства на СП “Автофрамос”. На что же, как и ради чего будут потрачены все эти деньги?


Российский автопром продолжает искать выходы из тупиковой ситуации, в которую он, сам не заметив, как, попал. Для старых отечественных заводов и вновь создающихся предприятий задача по сути одна: наладить современное высокотехнологичное производство, которое смогло бы начать приносить доход благодаря выпуску качественных и востребованных рынком автомобилей.

Но это требует серьезных финансовых вливаний. Следовательно, деньги на собственное развитие заводы должны найти обязательно. Любым способом. Без этого не выжить.

GM не верит ВАЗу?

Так, по словам председателя совета директоров “АвтоВАЗа” Владимира Каданникова, в течение ближайших пяти лет заводу на развитие потребуется более миллиарда долларов. Внутренние резервы автогиганта способны дать только 830 миллионов. Остальные 170 придется искать на стороне. Казалось бы, для “АвтоВАЗа”, уже начавшего отдаваться концерну “General Motors”, проблем с этой суммой не будет. Тем более что американцы, если судить по заявлениям руководства ВАЗа, и сами не прочь выступить в роли стратегического инвестора. Для них какие-то 170 миллионов, да еще растянутые на пять лет, — пустяк. Особенно в сравнении с 332 миллионами, вложенными Детройтом в производство “Шеви-Нивы”. По 34 миллиона в год.

Но, судя по тому, что менеджмент тольяттинского завода, до сих пор ни разу не замеченный в авантюризме и даже элементарной решительности на благо родного предприятия, решил пуститься вплавь по морю финансовых комбинаций, роман с американским дядюшкой как-то не очень складывается. Что-то, видимо, произошло в отношениях, что потребовало решительных действий. Тем более что 30 миллионов, которые ВАЗ намерен занять у сограждан, — только начало. Автозавод еще в нынешнем году предполагает разместить свои ценные бумаги на зарубежных рынках. Причем ни много ни мало, сразу на сумму 100 млн. долларов! Не правда ли, странное поведение в преддверии подписания соглашения о стратегическом сотрудничестве c GM, которое, как нам сообщили в пресс-службе Волжского автозавода, должно состояться по итогам встречи руководителей тольяттинского и детройтского гигантов на Женевском автосалоне. Похоже, стороны друг другу не совсем доверяют. А если вдуматься, то полностью не доверяют. И на то есть основания, если вспомнить некоторые факты истории последних лет и непрозрачность финансовых схем предприятия. Интересно, захочет ли заграница помочь тонущему флагману российской промышленности, памятуя о громких судебных разбирательствах на ВАЗе в совсем еще недавнем прошлом? У аналитиков однозначного мнения на этот счет нет.

Первый же, внутренний, заем “АвтоВАЗ” обещает целиком потратить на “Калину”. Что ж, если 30 миллионов “зеленых” помогут поставить на ноги чахлое дитя прогресса, тольяттинцев можно будет поздравить с крупной победой. Это будет означать, что все деньги потрачены по целевому назначению. А так в России бывает редко. После этого, глядишь, и зарубежные инвесторы перестанут бояться в долг давать. Правда, если верить другим высокопоставленным источникам в руководстве завода, “Калина” (фото внизу) потребует еще 376 миллионов долларов.

Но, как считают многие аналитики, сегодня давать деньги ВАЗу все равно, что пытаться наполнить бездонную бочку. Наиболее рациональной зарубежной помощью были бы самые современные технологии, которыми обладает Запад. Но для этого лучше сосредоточить усилия не на размещении займов, а на налаживании отношений с тем же GM, который вряд ли будет рад новым долгам вероятного стратегического партнера.

Французы опять дошли до Москвы

Тем временем иностранцы пока не очень-то

торопятся вкладывать инвестиции в производство автомобилей в России. Даже несмотря на то, что на сборочных предприятиях в Калининграде и Таганроге дела складываются более или менее удачно. За последний год из новичков появился только “Ford”. “Renault”, предпринявший попытки прийти в Россию намного раньше и даже организовавший с московским правительством полуработающее СП “Автофрамос”, так и остается последние лет пять в позе низкого старта. По мнению французской стороны, налогово-таможенное законодательство России не позволяет создать здесь прибыльное автопроизводство. Так бы они и стояли в своей неудобной позе дальше, но наконец ситуация изменилась. Навстречу французам пошло московское правительство, пообещав в случае инвестиций организовать кое-что приятное.

И действительно, после переговоров, прошедших в прошлую среду, Луи Швейцер (глава французского автогиганта) и Юрий Лужков вышли к журналистам довольными и сияющими. Стороны наконец-то подписали важный договор, по которому “Renault” вкладывает в развитие поточного производства на “Автофрамосе” $250 миллионов. На эти деньги планируется создать сборочный, сварочный и окрасочный цеха, в которых к 2005 году будет налажен выпуск новой, еще находящейся в стадии разработки модели Renault Х90. Как сообщается во французском пресс-релизе, этот автомобиль создается специально для эксплуатации “в странах с разнородным уровнем инфраструктуры и суровыми климатическими условиями”. При этом цена Renault Х90 составит более $10 000. Одновременно с постановкой в производство новой модели прекратится вялотекущая сборка Renault Symbol, коих свинчивают ныне по десять штук на дню.

“Renault” обещает предоставить “Автофрамосу” лицензию на сборку автомобилей, всю необходимую техническую документацию, специализированное оборудование, а также обеспечит обучение и подготовку коммерческих и производственных кадров. По словам главы французской фирмы, уже в 2005 году СП выйдет на уровень производства 68 тысяч автомобилей в год, а к 2007 году мощности завода заработают в полную силу, что, по предварительным подсчетам, при наиболее благоприятных условиях составит 120 тысяч машин ежегодно.

Городские власти, со своей стороны, предоставят “Автофрамосу” то, чего СП так долго добивалось: льготы на период до 2007 года, которые освободят от уплаты налога на имущество, установят льготную ставку арендной платы за земельные участки в размере 30%, освободят от уплаты долевого участия в строительстве системы инженерного обеспечения города и предоставят льготные расценки на размещение рекламы в Москве. Это, конечно, не режим свободного таможенного склада, выпрашиваемый у федерального правительства, но все же. Так что, глядишь, производство действительно будет развиваться и расширяться. В производственной гамме появятся новые модели и, может быть, тогда вопрос о том, что делать с пустующими цехами “Москвича” отпадет сам собой. Их просто купят, чтобы использовать по прямому назначению.