Обязательное автострахование — дело полезное, но до сих пор не совсем ясное. Как известно, с 1 июля закон должен вступить в силу, однако точно понять, кому, кроме собственника авто, будет дозволено садиться за руль, а кому нет — невозможно. По закону если человек вписан в страховой полис, то для гаишников он становится желанным. Нет, получается — нарушитель закона.
За границей, как правило, страхуется автомобиль, а не его владелец. Поэтому для тамошней дорожной полиции совершенно неважно, управляет ли транспортным средством хозяин или передал автомобиль на время товарищу. Главное, чтобы авто было застраховано. У нас, как всегда, идут своим путем.
Гаишники в принципе уже готовы к этой коллизии. К примеру, за езду без полиса уже с 1 января 2004 года они могут снять с водителя весьма не маленькую сумму — 800 рублей. А вот некоторые депутаты Госдумы, оказывается, не совсем осознали пользу от таких нововведений. Они выступили с инициативой, которая приближает отечественную практику к международной.
Депутаты обратили внимание, что страхователь по закону обязан незамедлительно в письменной форме сообщить страховщику о передаче управления транспортным средством водителям, не указанным в страховом полисе. А если владелец автомобиля оказался вдали от родного города? Очевидно, что на практике эта норма приведет к тому, что подвыпивший водитель не сможет перемещаться в собственном автомобиле, даже если он лежит без чувств на заднем сиденье, а за рулем находится его лучший друг-трезвенник или супруга. В случае проверки документов гаишник вправе оштрафовать спящего автовладельца если уж не за пьянку, то за легкомыслие.
Разработчики закона о страховании ответственности автовладельцев несколько подзабыли о праве гражданина распоряжаться собственностью. Да и о водительской солидарности на дороге тоже. Даже Правила дорожного движения не запрещают передавать управление транспортным средством лицам, не указанным в страховом полисе. Но для страховщиков это неважно.