Автомобильная выставка проходит в Экспоцентре на Пресне в конце каждого лета, но лишь по нечетным годам имеет право называться международным автосалоном. Только что ж с того? Год назад отечественные автозаводы выставили несколько своих новинок со смутной перспективой в отсутствие западных конкурентов, теперь случилось то же самое, но уже на фоне импортного ширпотреба. Если судить по стендам лидеров мирового автопрома, всех ведущих зарубежных конструкторов и дизайнеров разом постигла творческая импотенция.
Как назвать это состояние — кругом всего полно, но глазу не за что зацепиться? Может быть, это разновидность дежа вю? На центральных подиумах стендов высятся памятниками самим себе Hummer H2, Nissan 350Z, BMW Z4, Honda Accord Tourier, Chrysler Crossfire, Ford StreetKa и другие, безусловно, достойные и интересные автомобили. Только вот новинками их можно назвать лишь в расчете на непритязательное сознание массового российского потребителя. Специалисты и журналистская братия все это великолепие уже давным-давно успели досконально изучить, протестировать и даже кое-что разломать. “Нет, ты не понимаешь, у нас действительно премьера. Это же новый продукт на российском рынке!” — начал убеждать меня один из знакомых менеджеров, когда я высказал ему это наблюдение. Похоже, до него совершенно искренне не доходит, почему нельзя называть премьерой прошлогоднюю новинку, да к тому же успевшую проторить и даже укатать себе дорожку на московские улицы, пусть даже и обходными путями. Свежесть-то, как говорил булгаковский герой, бывает только одна. Первая. Она же и последняя.
А вот именно со “свежестью” на стендах грандов автомобилестроения было как-то хило. Как, скажите, назвать, к примеру, рыжий “вольвовский” концепт-кар, очень стильный и интересный, но позапрошлогодней давности? Можете возразить, что дизайнерам наших автозаводов до таких концептов еще десять лет на собаках ехать, но ведь дело-то не в этом, а в отношении к выставке и соответственно подборе экспозиции для стенда. И тут, увы, возникает впечатление, что западные и японские автопроизводители не видят принципиальной разницы между Россией и, скажем, Гвинеей-Бисау.
А может, ее действительно нет? Вполне вероятно, если судить по платежеспособности населения на новые иномарки. А именно этот критерий и лежит в основе отношения лидеров мирового автостроения к той или иной стране и соответственно выставкам, в ней проходящим. Расходы на любой автосалон фирма покрывает за счет продаж своих автомобилей в том или ином регионе. И если эти продажи невысоки, то участие в местных выставках становится накладным. Смысл имеет разве что показывать новый товар, а вот всякие концепты и иные “художества” — увольте. Это лишнее. Особенно если цены на аренду площадей неимоверно высоки в Москве. Именно таковой оказалась нынешняя ситуация.
Нет, чисто формально в выставочном каталоге значились и премьеры европейского уровня и даже допремьерный показ. Последнее — вообще странно. Что за “генеральная репетиция” на международном салоне? Оказалось, репетировали европейскую версию Nissan 350 Z перед Франкфуртом. Вглядываясь в стоящее на зеркальном постаменте агрессивное спорт-купе, созданное пару лет назад специально для американского рынка, я пытался разглядеть в нем новые детали. Тщетно. Оказалось, во внешности лишь незначительно изменились бампера, а так машина осталась прежней и по дизайну и по начинке. Разве что максимальную скорость принудительно ограничили на отметке 250 км/ч. Сам же 3,5-литровый мотор остался “американским”, 280-сильным.
И разгоняет он машину до “сотни” за 5,9 с.
С европейскими премьерами тоже не все до конца честно. В большинстве своем это различные модификации давно знакомых и популярных автомобилей. Разве что вновь выходящее на европейские рынки очередное поколение Mitsubishi Lancer Старый Свет еще не видел… Впрочем, почему ж не видел? Автомобиль уже больше года успешно продается в Японии и Америке, а для европейских журналистов еще весной был организован тест-драйв в Финляндии. И там-то наши коллеги оторвались, как говорится, на все деньги. Так что машина засветилась до своей официальной европейской премьеры во всех ведущих автомобильных изданиях.
Впрочем, из того, что впервые было представлено в стенах Экспоцентра, Lancer — одна из самых интересных новинок. В рыночном опять же плане. Качественный ширпотреб по доступной цене — именно это сейчас будет хорошо востребовано на рынке новых иномарок. И “японец” отлично в данный сегмент попадает с ценами от $13 990 за 1,3-литровый 82-сильный седан с “механикой” в простейшей комплектации до $17 850 за максимально “навернутый” универсал с 1,6-литровым 98-сильным мотором и “автоматом”. Вряд ли кто осмелится назвать новое поколение Lancer революционной новинкой. Однако для завоевания массового кошелька у этой вполне традиционной по конструкции модели класса С есть все: современная внешность, богатый список базового оснащения, благоприятный имидж и доступная цена. Единственное, что неприятно удивило, так это неудобные подголовники на передних сиденьях. Для подобного автомобиля, мне кажется, упущение совершенно непростительное.
О том, что дешевый сегмент иномарок находится в России на грани бурного взлета, можно судить не только по увеличению цен на отечественные модели, но и по реакции отдельных компаний, в последние годы очень тонко чувствующих векторы движения рыночных сил. Думаете, просто так на стенде “Volkswagen” выставили бразильскую модель Gol? Это ж потенциальный бестселлер! Современное подобие Golf II всего за “десятку” баксов! Вот только моторчик, по российским меркам, маловат: всего литр, и сил только 62. С другой стороны, надежность, неприхотливость и экономичность плюс овеянная славой эмблема. Что ж, за такие деньги не самый худший из возможных компромиссов. К тому же этот автомобиль, построенный на собственной платформе и выпускаемый в Бразилии главным образом для внутреннего рынка, в отличие от рафинированных “европейцев” достаточно приспособлен к непростым дорожным условиям. “АвтоВАЗу” осталось еще немного поднять цены на “девятки” — и зеленая улица с триумфальной аркой для Gol открыта. Его продажи, кстати сказать, начнутся еще до конца нынешнего года.
Противоположный рыночный полюс выставки разместился на стенде BMW, аккурат в центре масс новейшей модификации M3 CSL ценой
141 000 евро. Мощь ее рядной “шестерки” объемом 3,25 л поднялась до 360 л.с., при этом масса снизилась по сравнению с “обычной” М3 за счет крыши из углепластика, элементов подвески из облегченных сплавов и т.д. Этот автомобиль на низкопрофильных гоночных шинах — скорее спортивный снаряд, чем средство передвижения. Это чувствуется как снаружи, так и внутри: салон сделан в чисто спортивном духе с жесткими нераскладными ковшами-креслами, лаконичными деталями отделки и ухватистым джойстиком селектора АКП с псевдоручным режимом. Но этот автомобиль не для нашей жизни.
Тем, кто выбирает практичность, скорее всего подойдет Ford С-MAX, прототип которого впервые был представлен в прошлом году в Париже. Компактный минивэн, построенный на базе Focus, с изменяемой геометрией салона и стоимостью чуть дороже седана — вполне подходящий вариант для семейного транспорта. Вместительная, но при этом небольшая машина, в которой можно не только ездить, но и возить. Но как же расходится порой реальность с изначальной фантазией! Сидя в трансформируемом салоне C-MAX и трогая дешевый пластик хлипких откидных столиков, я невольно вспоминал тот парижский концепт с его безупречным бежевым интерьером в стиле хай-тек. Увы, экономия в любом бизнесе то и дело убивает полет фантазии. Прямой конкурент этого компакт-вэна, VW Touran, к примеру, отделан солиднее, но и стоить будет соответственно не в пример дороже. Такая вот экономика…
И все же свежая дань чистому дизайнерскому искусству на московском салоне принесена была. Дань была замечена одна, зато какая! Концептуальный макет Hyundai OLV (что расшифровывается как Outdoor Lifestyle Vehicle) показал, что корейские стилисты сделали серьезный рывок вперед и стали способны на нечто большее, чем безликие одноразовые “мыльницы” или подражания “старшим”. Правда, стильный пикапообразный кросс-овер в американском духе с трансформируемым модульным кузовом действительно попал на глаза европейской публики не впервые — он засветился в марте на Женевском салоне. Увы, в России этот автомобиль продаваться не будет. Да и не только в России. Это — образец чистого искусства. Главная хитрость — в модульном принципе построения машины, позволяющем трансформировать внутреннее пространство и внешний облик автомобиля. Возможно, как рассказали представители фирмы, этот принцип будет заимствован для дальнейших серийных разработок, однако это дело завтрашнего, а то и послезавтрашнего дня.
На таком, надо сказать, довольно скромном фоне ведущих мировых автостроителей стенды отечественных заводов смотрелись в весьма выгодном свете. Особенно приглянулись выставочные площадки “Ижмаша” и УАЗа. Наконец-то наши стали стараться показать товар лицом. Даже пусть товар этот и запоздал лет на пятнадцать, как в случае с новыми модификациями “Оды”. Впрочем, если золотистый автомобиль с замшевым салоном и автоматической трансмиссией ZF воспринимается не более как самоирония ижевцев, то, скажем, стоящий рядом с ним полноприводный универсал — очень перспективная и нужная на рынке даже в сегодняшних условиях модель. Другое дело, что у завода вновь может не оказаться средств на ее освоение. Тем более что сейчас перед “Ижмашем” выросли очередные сложности в виде отсутствия к сегодняшнему дню серийных поставок моторов, отвечающих стандарту “Евро-2”. И то, какими темпами и в каком направлении будет развиваться автомобилестроение в Удмуртии, зависит сейчас именно от своевременного решения этой проблемы.
Ульяновцы тоже, в свою очередь, поразили публику не одной лишь бревенчатой избой до небес, вознесшейся в центре первого павильона. У них на стенде состоялись две очень важные премьеры. Во-первых, как гром среди ясного неба на головы не только дилетантов, но и специалистов свалился новый “батон”. Помните модель УАЗ-3165 “Симба”, выставлявшуюся пару-тройку лет назад? Так вот, ее больше уже не будет. В секторе микроавтобусов и фургонов появилась новая машина, 3165 М, построенная на общей платформе с 60-м семейством. Унификация по шасси позволит снизить издержки при постановке в производство и довести этот процесс до логического завершения. Что помешало “Симбе”? Нехватка денег. В нынешнем случае ситуация упрощается: фактически для запуска машины на конвейер надо будет осваивать лишь кузовное производство. Тоже, конечно, недешево, но иного выбора у завода нет, если он хочет оставаться на рынке легкого коммерческого транспорта: старое грузовое семейство завод вынужден будет к концу года снять с конвейера.
Новый микроавтобус, как ожидается, будет выпускаться в нескольких вариантах по длине кузова и высоте крыши, а также по пассажировместимости и конфигурации салона.
Другая премьера УАЗа — универсальный внедорожник модели 3163, будущий флагман легкового ряда. По силуэту он почти неотличим от нынешнего длинного “Симбира”, однако если присмотреться, становится ясно, что общих кузовных панелей у них совсем немного, да и в салоне заметна разница. Однако главное отличие от 3162 даже не в этом. Самое серьезное и принципиальное новшество — раздаточная коробка с постоянным полным приводом. Такая схема улучшает управляемость автомобиля на высоких скоростях. Вообще же трансмиссия сегодня остается наиболее сложным местом для ульяновцев. Именно ее недостатки тормозят рост мощи двигателей, устанавливаемых на внедорожники. Плюс еще одна проблема: в качестве базовой КП выбран агрегат Арзамасского завода с нелогичным алгоритмом переключения. Теоретически в ущерб удобству пошли ради повышения надежности, однако до последнего времени, пока шла доводка коробки и организация ее конвейерной сборки, заметного прогресса по ресурсу не наблюдалось. Посмотрим, как поведут себя серийные образцы.
Активность уазовцев, быть может, подстегнет возможная конкуренция со стороны ГАЗа, который на сей раз представил на своем стенде прямого соперника “Симбира”, модель ГАЗ-3106. Дизайн новинки, сочетающий в себе стилистику “Волги” и Toyota Land Cruiser 90, безошибочно указывает на то, что автомобиль предназначен совсем не для экстремальной работы в лесах и болотах, хотя мощная рама и прочные балки мостов могли бы позволить отважиться на внедорожные приключения. Бензиновый двигатель ЗМЗ-405 объемом 2,3 л, постоянный полный привод с оригинальной цепной “раздаткой”, зависимые пружинные подвески, возможность легкой адаптации платформы для создания автомобилей с различными кузовами — все эти технические особенности, безусловно, интересны… Однако, по словам представителей автозавода, эта машина сегодня всего лишь концепт, призванный изучить возможные перспективы ГАЗа в секторе комфортабельных внедорожников. На освоение производства этой модели сейчас на заводе банально нет денег. Ситуацию осложняет то, что конструкция машины базируется на собственных узлах и агрегатах и лишь в небольшой степени унифицирована с иными конвейерными моделями ГАЗа.
Зато вечно молодая “Волга” с каждым годом все хорошеет и хорошеет. Вслед за техническими изменениями, внесенными в конструкцию этого автомобиля в нынешнем году, грядет рестайлинг. Передок автомобиля приобретет сходство с почти покойной ныне флагманской моделью 3111. Вместе с новыми фарами появится и другая облицовка радиатора, крылья и капот. Улучшится эргономика салона: автомобиль получит новые передние кресла, обеспечивающие седокам не только лучшую поддержку, но и увеличение свободного пространства в салоне. Переместится в более удобное место и замок зажигания.
Что же касается внешнего вида и дальнейшего развития дизайна, одну из версий перспективы показала одна студия из Казани, которой ГАЗ доверил пробный рестайлинг “Волги”-универсала. На мой взгляд, удачно получилась корма. Остальное спорно. Впрочем, золотистый универсал — это лишь один из вариантов для раздумий. Какова будет дальнейшая судьба долгожительницы газовского конвейера, покажет время. А вот уже заявленного проекта компактного по нижегородским меркам автомобиля класса D на стенде почему-то не было. “Не надо дразнить публику”, — объяснили мне менеджеры. На доведение этого автомобиля до серии требуются огромные инвестиции в производство. Когда они появятся, никто не знает.
В секторе легких коммерческих автомобилей мировой премьерой ГАЗа можно считать 18-местную “Газель” с правым рулем и турбодизелем Steyr. Как можно предположить, эта машина предназначена специально для выхода на рынки стран с левосторонним движением в качестве маршрутного такси.
Самой же заметной премьерой выставки стал вазовский проект 2170, ожививший интерес публики к тольяттинскому стенду с вечнозелеными “калинами”. Новинку обещают выставить в продажу через год. Фактически это сильно рестайлинговая “десятка”, “подтянувшая складки” прежнего дизайна, усиленная по каркасу для достижения большей жесткости и более высоких показателей пассивной безопасности и лучше оснащенная. При этом двигатели, предназначенные для 70-й модели, будут полностью удовлетворять нормам “Евро-3”. Их предполагается два: 8- и 16-клапанный равного объема 1,6 л, но разной мощности. Также много изменений внесено в ходовую часть. Изменились крепления амортизаторов, появился стабилизатор в задней подвеске, более надежными стали ступичные подшипники и т.д. Но все же главное, наверно, для потенциального покупателя такого автомобиля то, что в конструкцию заложена возможность расширения числа различных приятных опций. Машину без проблем можно оборудовать АБС, кондиционером, предпусковым подогревателем с режимом ускоренного прогрева салона, навигационной системой… Правда, с последней пока одни вопросы. Системы пока нет. Да и места под дисплей на нынешней панели приборов не оказалось. Представители завода уверили вашего корреспондента, что через некоторое время появится и то и другое, но пока это остается мечтами. Интересно, если так с навигацией, то другие опции остались на какой ступени развития?
Главной завлекающей силой на вазовском стенде должен был стать ярко-красный кольцевой спорт-прототип Lada Revolution, созданный на тольяттинских агрегатах для “Национальной гоночной серии” “АвтоВАЗа”. С этим автомобилем тольяттинцы связывают будущее российского автоспорта: появление национального монокласса должно, по их замыслам, поднять уровень кольцевых гонок и привлечь к ним еще большее внимание. По конструкции прототип — среднемоторный заднеприводный родстер со стеклопластиковым кузовом на пространственной алюминиевой раме. Силовой агрегат объемом 1,6 л выдает 215 л.с., что позволяет машине разгоняться до “сотни” за 6,5 с и максимально набирать 260 км/ч.
...И все же выставка произвела впечатление сугубо утилитарной. Не в смысле типов выставленных на ней автомобилей, а в смысле подхода автопроизводителей к подбору экспозиции. Впрочем, это уже становится традицией Московских международных автосалонов. К нам едут только с проверенным товаром. За все годы я помню только одну громкую премьеру: Volvo S 80. Да только когда это было? А в остальном, прекрасная маркиза…