Рекламщики давно просекли, что в России среди покупателей царствует поведенческая психология “дрожащей твари”. Кто хочет поспорить — пожалуйста, но факт остается фактом — наш народ не в претензии, когда его вводят в заблуждение и обманывают. В защите своих прав мы не надрываемся. Следовательно, в рекламных объявлениях можно гнать абсолютно любую “пургу” — безмолвная толпа все “скушает” на раз, а отдельные индивидуумы “разведутся” на свои кровные и прикупят разрекламированный товар, даже если ему один путь — на свалку.
К сожалению, в России не принято в частном порядке да согласно процессуальной процедуре “катить бочку” на авторитетную корпорацию или холдинг. Но лед тронулся, и есть прецедент. Один потребитель все-таки отважился накатать “телегу” в Генеральную прокуратуру на крупный столичный автохолдинг, обвиняя его в нарушении целого ряда статей... Уголовного кодекса РФ: 165-й (“Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием”); 182-й (“Заведомо ложная реклама”); 200-й (“Обман потребителя”); 237-й (“Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей”); 238-й (“Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности”).
В данный момент разбирательство продолжается. Так что, дабы остаться в нейтральной зоне, но ввести своих читателей в курс дела, придется изменить название компании, марку автомобиля и некоторые имена участников инцидента. Но суть вопроса, а точнее — проблемы, останется неизменной. Но все по порядку.
Вина не оплачивается
В феврале 2002 года Алексей К. приобрел у российского официального дилера “Бульдозер” автомобиль известной японской компании — назовем машину “Морозко” — c двигателем 1,6 л и гарантией 3 года или 100 000 км пробега.
Гражданин без проблем эксплуатировал новую машину почти год и проехал 9 431 километр. В первых числах января 2003 года на рождественские каникулы Алексей на своей “ласточке” вместе с дочерью поехал отдохнуть в подмосковный пансионат “Карачарово”, что в Конаковском районе Тверской области.
7 января отдыхающие засобирались домой. В 16.00 попытались запустить двигатель. Но мотор не завелся. Бортовой термометр машины показывал наружную температуру воздуха -27 градусов по Цельсию. Поскольку гражданину на следующий день обязательно надо было выйти на работу, ему пришлось вместе с дочерью добираться до Москвы своим ходом. В общей сложности на такси и общественный транспорт расходы составили 174 рубля.
8 января раздосадованный потребитель обратился с претензиями в дилерскую компанию “Бульдозер”. Ее представитель рекомендовал заказать эвакуатор и доставить “Морозко” в мастерскую “Бульдозера”, где будет проведена диагностика и выявлена причина отказа. Одновременно гражданину разъяснили, что, если неисправность возникла не по его вине, все понесенные расходы оплатит фирма.
Гоните «бабки»!
Вечером 9 января ”Морозко“ доставили на дилерский техцентр. 10 января машину перед проведением диагностики попытались завести. Мотор завелся с первой попытки. Затем провели диагностику и установили, что “замечаний по работе двигателя нет”.
После чего, видно, для надежности решили на “Морозко” поменять свечи зажигания. В итоге по акту приема-передачи выполненных работ Алексею К. предъявили счет на сумму 8 143 рубля 71 копейка. Владельцу “Морозко” ничего не оставалось делать, как заплатить: иначе авто не отдавали. Однако действиями компании наш герой остался неудовлетворен и обратился с письменной претензией к руководству предприятия, в которой счел нужным заявить, что его умышленно ввели в заблуждение и продали товар ненадлежащего качества, имеющий существенные недостатки, в результате чего он не может эксплуатироваться. В связи с тем что он сам, его жена и дочь претерпели физические и нравственные страдания и в соответствии с законом РФ “О защите прав потребителей”, Алексей К. потребовал компенсировать моральный ущерб и возместить расходы на исправление недостатков в сумме 18 642 рубля 71 копейка.
В ответ представители “Бульдозера” выразили свое глубокое уважение жалобщику, но заявили, что данный случай гарантийным не считается, так как “в заводских условиях автомобиль подготавливается для эксплуатации при температуре до -25 градусов Цельсия”, и рекомендовали при прохождении очередного ТО залить в двигатель специальное масло, пригодное для эксплуатации в зимних условиях, а также установить автономную систему подогрева. Деньги Алексею К. в качестве компенсации никто не предложил. Зато примерные расходы по доводке “Морозко” для беспроблемной эксплуатации в суровом российском климате составили бы: замена масла — 79,60 долларов США (30 долларов работа, 9,6 доллара фильтр, 40 — масло); установка предпускового подогрева — 2 450 долларов (450 — работа, 2 000 — цена устройства). В итоге благодаря настойчивости Алексея К. дело дошло до судебного разбирательства.
Кинули грамотно
Позиция потребителя сводилась к следующему. Руководствуясь рекламой компании “Бульдозер”, он приобретал автомобиль “Морозко” с гарантией его работоспособности при любых погодных условиях. В результате эксплуатации автомобиля выявились его недостатки, о которых продавец знал, но умышленно не счел нужным сообщить своему клиенту при оформлении сделки купли-продажи.
По мнению Алексея К., позиция и ответы фирмы “Бульдозер” ясно свидетельствуют об умышленном непредоставлении полной информации об автомобиле “Морозко”, дабы в рекламных объявлениях ввести потенциального потребителя в заблуждение.
Например, по версии представителей “Бульдозера”, из их рекламы отчетливо следует, что автомобиль “Морозко” пригоден для эксплуатации при температурах до -25 градусов. (Мы посмотрели эту рекламу и не нашли в ней ни слова о том, что автомобили, продаваемые компанией “Бульдозер”, могут эксплуатироваться только до –25 градусов. — Ред.) Более того, сами представители “Бульдозера” разъясняют, что для полного сбора информации потребителю надо заглянуть в специальную литературу и выяснить, что “Морозко” продается с двигателем, в который залито масло SAE 10 W 40. Затем, как само собой разумеющееся, покупатель обязан взять с рекламного стенда талмуд в 314 страниц “Руководство по эксплуатации “Морозко”, отыскать на странице 274 график и лично определить нижнее значение для своего типа масла, т.е. –25. А так как именно от моторного масла и качества бензина зависит, заведется автомобиль или нет, претензии к дилеру необоснованны.
Доводы представителей фирмы “Бульдозер” служителям Фемиды показались логичными, и Алексей проиграл процесс. Однако неугомонного владельца “Морозко” это нисколько не смутило и он обратился в Генпрокуратуру, так как счел, что его в районном суде не поняли и не совсем правильно трактовали суть проблемы.
Алексей К. настаивает, что “Бульдозер” проигнорировал одно из основных положений закона “О рекламе”, где черным по белому написано: “Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее предоставления независимо от формы или от используемого средства распространения”. Помимо этого, Алексей К. пытается доказать, что компания “Бульдозер” умышленно вводит потребителей в заблуждение и сознательно причиняет значительный ущерб, а это уже, господа, уголовщина.
В России еще не было прецедента, когда реклама признавалась заведомо ложной. Впрочем, Алексей К. оценивает свои шансы привлечь дилера к ответственности весьма перспективными. Откроем маленький секрет: Алексей — юридический советник по защите интеллектуальной собственности одной крупной зарубежной корпорации. Он не понаслышке знает все тонкости спорных вопросов, касающихся рекламы. Есть у него и профессиональный опыт ведения аналогичных дел, в которых он выступал на стороне авторитетных компаний против частных лиц.
После окончательного завершения тяжбы мы обязательно назовем и фирму-производителя, и модель японского автомобиля, не желающего заводиться в условиях русской зимы. Народ должен знать своих героев.