Рост числа угонов, зафик-сированный в 2003 году, в первую очередь связан с усилением учетно-регистрационной дисциплины в местных ОВД. С такого умозаключения начал свое выступление на недавней пресс-конференции, посвященной “раскрытию краж автотранспортных средств, грабежей и разбоев с целью завладения ими”, начальник 7-го отдела МУРа подполковник милиции Иван Горбунов.
Напомним, в прошлом году в Москве зарегистрировано 16 874 преступления, связанных с незаконным завладением автотранспортом. Для сравнения: в 2002 году у столичных автовладельцев пропала 13 071 машина. Налицо прирост в 20—21%. Иван Горбунов считает, что столь увесистый довесок в первую очередь связан с тем, что на сегодняшний день достигнута практически стопроцентная регистрация заявлений граждан о незаконном завладении личным автотранспортом. Однако практически сразу же было добавлено, что после наведения порядка в части регистрационно-учетной дисциплины не стоит надеяться, что количество автокраж останется на прежнем уровне. Пусть не так динамично, как в 2003 году, но рост угонов продолжится. Ведь ежегодно столичный автопарк увеличивается, естественно, будут расти кражи и угоны машин. К тому же современные автоворы — хорошо организованные группы, которые, по словам господина Горбунова, всегда играют на опережение и идут на шаг впереди правоохранительных органов. Профессиональные преступники стараются быть в курсе новых методов борьбы с автокражами, внедряемых сыщиками, а также тщательно отслеживают появление чисто технических новинок по противоугонным системам.
До недавнего времени космическое противоугонное оборудование считалось чуть ли не панацеей в деле защиты автомобиля от воровства. Но, как показывает практика, бандиты уже научились нейтрализовывать “космос”. Наглядный пример: недавно сыщики 7-го отдела по сигналу тревоги спутниковой “противоугонки” “обложили” один гараж. Судя по данным оборудования слежения, автомобиль еще находился в боксе. Оперативники решили брать злодеев с поличным. Когда гаражные двери распахнулись, внутри обнаружилось оцинкованное ведро, в котором нарочито аккуратно была сложена вся турбопротивоугонная оснастка с пропавшей машины.
На вооружении автоворов сейчас стоит масса продвинутой электронной аппаратуры, позволяющей угнать любой автомобиль. Одно из последних достижений криминалитета — сканирующее устройство, дистанционно определяющее систему и комплектацию антиугонного оборудования, инсталлированного на “объекте”. Злодейский тест-сканер выявляет абсолютно все, вплоть до места монтажа “сигнального маяка”, передающего тревожные позывные и схему электронных коммуникаций.
В столице угонами автомобилей занимаются главным образом жители столицы. Грабежами и разбойными нападениями на владельцев машин с целью кражи — в основном выходцы из Ингушетии и Грузии. А всего в Первопрестольной действуют свыше 45 различных преступных группировок, специализирующихся на кражах автомобилей.
Последняя тенденция — повышенным криминальным спросом стали пользоваться Toyota RAV4 и Lexus RX300. И, как выразился Иван Горбунов, в криминальном автобизнесе тоже существует своя конъюнктура, и чем популярней модель автомобиля, тем чаще ее будут угонять.
Еще одно слагаемое автокриминального бизнеса — чистой воды мошенничество. Из-за доступности милицейских электронных баз по угнанным автомобилям и регистрационных баз ГИБДД у жуликов появилась реальная возможность извлекать из оперативной информации нешуточную выгоду. И вот тому потрясающий пример. У гражданина угнали автомобиль. Через пару дней в его квартире раздался звонок и неизвестный предложил за 2000 долларов вернуть пропажу. По условиям сделки мужчина должен был подойти в урочный час к забору на обозначенной улице, просунуть в щель купюры, потом обойти этот забор и забрать свое авто. В итоге — ни машины, ни денег.
Аферисты — тонкие психологи и понимают, что порой пострадавшие от угона готовы поверить в любую сказку и заплатить за нее свои кровные. Но чудес не бывает. И сыщики рекомендуют на подобные провокации не поддаваться.
Кстати, к возврату автомобилей за вознаграждение в МУРе принципиально относятся крайне скептически. И господин Горбунов случаев, когда автомобиль вернули за объявленное в СМИ вознаграждение, что-то вообще не припомнил. По мнению стражей порядка, такого рода “бизнес”, работающий по схеме угон—деньги—возврат, вообще не свойствен для Москвы. Похищенные машины угонщики стараются в спешном порядке перегнать подальше от Центрального региона, где и сбыть краденое легче, да и легализовать менее рискованно.
Еще несколько лет назад легализовать краденый автомобиль без помощи коррумпированного гаишника не представлялось возможным в принципе. Но жизнь не стоит на месте (хотя в столице и сейчас вряд ли удастся поставить на учет угнанную “тачку” без поддержки ГИБДД). Однако в дальних уголках России услугами продажных ментов можно и пренебречь. Профессионализм угонщиков таков, что номера перебиваются, а документы подделываются с филигранной точностью. По признанию полковника Горбунова, ему встречались такие подделки, что даже московские эксперты-криминалисты не могли выявить фальшивку. Естественно, с такими бумагами проблем с постановкой на учет в дальних областях России не возникнет.
Одним словом, автомобиль могут угнать любой. Единственное утешение — страховка. А другое — не удивляйтесь: все-таки современные противоугонные системы. Первая дает шанс вернуть хоть часть своих денег; последняя, при хорошем раскладе, серьезно усложнит жизнь бандитам. Сейчас уголовный розыск столицы отрабатывает алгоритм взаимодействия между сыщиками и операторами космических систем слежения. И уже есть первые плоды этого сотрудничества: задержания автоворов через “космос” принимают регулярный характер.
САМЫЕ УГОНЯЕМЫЕ МОДЕЛИ В МОСКВЕ (17.03—23.03)
1. ВАЗ-21099 19 угонов
2. *VW Passat 16 угонов
3. ВАЗ-2112 13 угонов
4. ВАЗ-2110 12 угонов
5. VW Passat 9 угонов
* Автомобили старше трех лет.