Сыщики уверены, что подавляющее большинство похищенных автомобилей по вознаграждению возвращают сами бандиты. К сожалению, стражи закона не могут похвастаться хоть одним громким делом, когда им удалось задержать с поличным угонщика, инициировавшего возврат украденного им же авто истинному хозяину. Когда все-таки удавалось взять злоумышленника по подозрению в организации подобного вымогательства, воришкам легко удавалось уйти от уголовной ответственности, так как прямых доказательств того, что именно они являются застрельщиками процедуры кражи и возврата машины, у милиционеров не было. Как правило, преступники работают через подставных лиц с соблюдением правил глубокой конспирации. Одно из главных табу угонщика — ни при каких условиях не вступать в контакт с хозяином ворованной машины. И странное дело: всегда находятся добровольцы, готовые оказать содействие бандитам, дабы последние не остались без прибыли и не попали в руки правосудия. Например, в Москве уже не один год абсолютно легально действует фирма, доводящая до широкой общественности объявления потерпевших от угона, в которых они предлагают вернуть украденный транспорт за вознаграждение. В приватных беседах сотрудники фирмы честно признают: процентов 30—50% телефонных звонков с информацией о “случайно найденной” машине поступает от самих крадунов.
А вот недавно и страховые компании загорелись идеей вступить в официальный контакт с криминальными элементами. Ясный пень, для совместного извлекания прибыли.
Намедни в Санкт-Петербурге ряд страховых компаний объявили о создании единой независимой службы по поиску угнанных автомобилей — естественно, ранее застрахованных в этих фирмах. Поводом для такой инициативы послужили подведенные итоги по выплатам клиентам компенсаций в 2003 году за кражу их машин. Сумма “выкружилась” нешуточная — порядка 600 млн. рублей.
Конечно, автоворам проще набрать телефонный номер страховщика, чем мучиться с подпольной продажей и последующей легализацией явно “паленой” машины. Достаточно выяснить, в какой компании застрахован от угона только что похищенный ими автомобиль (а способов получения такой информации — масса). Компании выдвигают следующее коммерческое предложение: выкупить у них местонахождение авто за 30% от стоимости машины. Страховщикам ничего не остается делать, как соглашаться с условиями сделки — оно и понятно: 30% — это не 100%, которые они должны выплатить своему клиенту. Интересно, что даже с суммой “вознаграждения за предоставленную информацию” у страховщиков происходила бюрократическая закавыка. Они не знали, по какой расходной статье ее списывать. Но, молодцы, придумали: создать независимую службу по поиску угнанных застрахованных автомобилей.
Теперь петербургские страховщики за каждый найденный автомобиль будут платить 10—15% его рыночной стоимости. Только денежки списывать начнут не “в воздух”, полуподпольно, а вполне легально, официальной организации, по конкретной статье расходов — “за оказание услуг по розыску”. При этом представители страховых компаний честно признают, что их не интересует, где и как найдется машина. Главное, что они смогут на законных основаниях выплачивать денежные вознаграждения. Забавно: по заявлению страховщиков, к поиску угнанных авто привлекут общественную организацию “Комитет ветеранов МВД”. Судя по всему, на счет именно этой организации будут поступать финансы. Хотя точнее эту статью расходов называть по-другому — “выкуп” или “откат”: честнее будет, господа. И куда только смотрит действующая милиция? Ну да, они же все в будущем — ветераны. На пенсии тоже кушать хочется...
В мае нынешнего года с законотворческой инициативой выступили представители законодательного собрания Ивановской области. Авторы законопроекта предложили депутатам Госдумы РФ ввести в Уголовный кодекс РФ специальные статьи, ужесточающие наказание за хищение автомобилей, а также установить уголовную ответственность лиц, требующих с собственника похищенной машины денег за сведения о ее местонахождении. Депутаты Госдумы отказались вводить поправки в Уголовный кодекс РФ по статьям, касающимся угона и кражи автомобилей.