Сегодня автопроизводители всего мира выпускают большое количество самых разнообразных моделей внедорожников. Этими машинами начали заниматься даже те, кто никогда ничего подобного не делал. Но надо понимать, что подавляющее большинство новинок подобного класса не рассчитаны на движение по серьезному бездорожью.
Не зря ведь многие из них называются «паркетниками». Но, по счастью, есть компании, по-прежнему выпускающие истинные «вездеходы», — такие, как легендарный Nissan Patrol.
В автосалонах дилеров сейчас продают Patrol в кузове Y61. Но на вторичном рынке чаще встречается предыдущее поколение Patrol, выпускавшееся с 1988 по 1998 годы. Его обозначают Y60 GR, хотя на некоторых рынках (включая и Японию) такие Patrol продавались под именем Safari. В частности, Nissan Safari иногда завозились в Россию из Арабских Эмиратов (их можно отличить не только по имени, но и по раскраске бортов, а также по VIN-номеру). Принято считать, что такие автомобили совершенно не приспособлены для эксплуатации в наших условиях. Однако практика показывает, что «арабские» экземпляры Patrol совсем неплохо переносят наши условия и без проблем заводятся зимой (кстати, во многих версиях установлены сразу два аккумулятора). Да и пассажиры в таких машинах не мерзнут.
Nissan Patrol выпускался как в 3-, так и в 5-дверном варианте. Причем некоторые машины оснащены не привычной всем металлической крышей, а съемным пластиковым верхом (встречаются крайне редко). Nissan Patrol имеет очень мощную раму, способную выдержать все что угодно. Говорят, что иногда на машинах, которые часто ездят по бездорожью, рамы начинают ржаветь, однако на самом деле такое можно встретить лишь на самых «убитых» экземплярах. Кузов Patrol довольно крепкий и покрывается коррозией весьма неохотно. И обычно это происходит после того, как машина получила небольшие повреждения, а «голый» металл ничем не замазывали года два-три. Но даже при необходимости замены тех или иных кузовных деталей можно обойтись не слишком большими затратами, ведь в продаже имеются как приличные по качеству неоригинальные, так и подержанные кузовные элементы. Например, «бэушные» крылья можно купить за $80—150, а двери — за $100—250.
Гораздо чаще коррозия появляется на малозначимых для автомобиля в целом, но заметных внешне элементах, типа окантовок задних форточек и металлических частей бамперов. Некоторые достаточно старые машины имеют ржавые места на полу багажника или в салоне. Но это случается лишь в том случае, если владелец годами не просушивал машину.
Nissan Patrol Y60 оснащался тремя двигателями. Причем чаще всего в продаже встречаются машины с дизельными агрегатами, а вот бензиновых Patrol совсем мало. Но все же они есть: под капот внедорожника устанавливали 4,2-литровый бензиновый мотор V6, который выдавал 160 л.с. (обозначается как TB42E). Бензиновый двигатель от Nissan Patrol Y60 с цепным приводом ГРМ считается довольно надежным и может работать долгое время. Правда, покупателям таких автомобилей надо смириться с большим расходом топлива: в городе тяжелый Patrol «пожирает» 25—30 л топлива на каждые 100 км пути. Да к тому же следует признать, что динамика бензиновой машины, прямо скажем, не поражает. Все-таки 160 «лошадок» маловато для этого исполина. Но ничего более «крутого» «Nissan» для Patrol Y60 не предлагал. Да и ныне выпускаемые автомобили серии Y61 тоже не могут похвастать сверхмощными моторами (максимум, что есть, это 200-сильный бензиновый двигатель). Кстати, на некоторых версиях Nissan Safari Y60 с правым рулем иногда можно встретить карбюраторный 4,2-литровый бензиновый двигатель! Такие автомобили покупать не рекомендуется. Уж слишком они «вялые». Да и в случае износа карбюратора (а это вполне возможно, ведь таким машинам уже много лет) его ремонт может превратиться в очень большую проблему. Да плюс к этому карбюраторные двигатели, как показывает практика, плохо заводятся в морозы.
Большей популярностью у поклонников бездорожья пользовались Patrol с дизельными моторами. Их было два. Наиболее распространенный имеет объем 2,8 л и турбонаддув (обозначается как RD28T). Мощность данного силового агрегата составляет 115 л.с. 2,8-литровый дизель считается надежным, однако при его эксплуатации надо опасаться перегрева. Если же не следить за температурой, алюминиевая головка блока может легко потрескаться, что приведет к необходимости ее замены (а это $1500—2000). Чтобы не нарваться на перегретый движок, его надо обязательно продиагностировать на сервисе.
Относительным недостатком 2,8-литрового двигателя можно назвать наличие наддува. Его ресурс — 200—300 тыс. км, после чего даже при правильной эксплуатации турбину надо менять (около $1000). Так что при проверке автомобиля неплохо бы снять шланг, идущий от турбины к впускному коллектору, и поискать там наличие масла. Если его много, значит, систему наддува скоро придется ремонтировать. Да и проехаться на машине не мешает. Patrol 2,8 с исправным двигателем на низких оборотах ползет уверенно, но достаточно вяло, однако после 2500—3000 об/мин динамика автомобиля значительно улучшается, а в салоне раздается характерный свист турбины. Стоит послушать и гидрокомпенсаторы, которые после 250 тыс. км начинают постукивать. Ничего страшного в этом нет, но около $300 отдать придется. Хотя иногда гидрокомпенсаторы изнашиваются и раньше. В основном это происходит из-за нерадивого владельца, который забывает, что под капотом стоит дизельный двигатель, требующий частой замены масла и фильтров (каждые 5—7 тыс. км). Еще одна особенность дизеля объемом 2,8 л — ГРМ имеет ременный привод. Его вместе с двумя роликами рекомендуется менять каждые 60 тыс. км, так как обрыв ремня приводит к «смерти» мотора. В данном случае лучше использовать оригинальные детали. Они хоть и стоят дороже, но зато есть уверенность в надежности ремня и роликов (вместе с работой операция по замене обойдется примерно в $250). При установке нового ремня ГРМ нужно посмотреть на состояние переднего сальника: если его надо менять, лучше это сделать сразу.
Но все же самым лучшим во всей модельной гамме Nissan Patrol Y60 считается автомобиль с 4,2-литровым дизелем мощностью 124 л.с. (TD42). Причем буквы TD не должны вводить в заблуждение: этот агрегат не имеет турбонаддува. А это значит, что у владельца автоматически появляется меньше причин бояться за работоспособность мотора.
Однако преимущество данного двигателя состоит вовсе не в отсутствии турбины. Ведь иногда в продаже можно найти Nissan Safari с правым рулем, которые имеют дизель объемом 4,2 л с турбонаддувом мощностью 145 л.с. (TD42T). 4,2-литровый мотор любят за его потрясающую надежность и неприхотливость. Он практически ничего не требует, кроме регулярной замены масла. Здесь нет даже ремня ГРМ, так как привод газораспределительного механизма — шестеренчатый, и обслуживать его не надо! Кроме того, чугунная «голова» мотора почти не боится перегрева. Но, покупая машину с 4,2-литровым дизелем, впадать в эйфорию не стоит. Несмотря на всю свою умопомрачительную надежность (TD42 совершенно спокойно может «отмахать» более 600 тыс. км), к настоящему моменту и этот дизель может быть изношен. Ведь никто не знает, как с ним обращались предыдущие владельцы. И если они не меняли вовремя масло или заливали в мотор всякую «бурду», не исключена вероятность скорого ремонта. А эта операция обходится очень дорого: сумма счета, как правило, превышает $2000—3000.
Нужно также помнить, что на дизельном двигателе стоит такая вещь, как топливный насос высокого давления (ТНВД). Считается, что на машинах до 1994 года его конструкция очень надежна, а насос, появившийся позже, стал более требовательным к качеству топлива. Однако даже он относительно спокойно переваривает деревенскую солярку, которая в одно мгновение вывела бы из строя топливную аппаратуру сложных современных дизелей. На проблемы же с ТНВД обычно указывают нестабильная работа двигателя и его плохой запуск при хорошем прогреве. Но в подавляющем большинстве случаев TD42 требует лишь регулярной замены масла, установки каждые 50—80 тыс. км новых свечей накаливания (каждая стоит около $15) и распылителей форсунок (по $20 за штуку). И, что интересно, свечи и распылители для 4,2-литрового двигателя стоят дешевле, чем для 2,8-литрового (для последнего свечи и распылители обходятся уже больше $30).
Коробки передач Nissan Patrol редко когда доставляют проблемы. При пробеге более 150—200 тыс. км автомобиль с «механикой» скорее потребует повышенного внимания к сцеплению. К этому сроку оно изнашивается, но его замена стоит в пределах нормы ($200—250).
Вообще надо отметить, что трансмиссия Nissan Patrol Y60 очень надежна. Однако проверке системы полного привода нужно уделить не меньше внимания, чем изучению двигателя. Так, в случае обнаружения подтеков из коробки, раздатки и мостов (пусть и в минимальных количествах) лучше тут же замерить уровень масла в этих механизмах, ведь при отсутствии смазки все детали изнашиваются очень быстро. А ремонт системы полного привода, прямо скажем, очень недешев. Чтобы она служила долго, настоятельно рекомендуется каждые 40 тыс. км проводить полную замену масла с промывкой во всех элементах трансмиссии.
Естественно, при покупке автомобиля нужно проверить работу так называемых хабов (муфт), зацепляющих передние колеса при подключении полного привода. На Patrol Y60 они обычно автоматические, хотя встречаются и механические. Последние считаются более надежными, но даже автоматические хабы способны работать года три-четыре.
И в случае их поломки можно не тратить $130 на новую деталь, а поставить муфты от нашего УАЗа. Они прекрасно подходят для Nissan Patrol, правда, для этого придется выточить переходную втулку.
Одно из немногих уязвимых мест Patrol — пыльники поворотных кулаков в переднем мосту. Если они рваные, то внутрь, как правило, попадает грязь и вода, что приводит к необходимости замены полуосей ($300). Крестовины и шлицевое соединение кардана иногда тоже называют больным местом Patrol. Но даже эти детали обычно работают по 70—100 тыс. км! Покупать лучше всего оригинальные крестовины ($70—130), так как часто «неоригиналы» за $20—30 служат гораздо меньше (так, некоторые мастера ругают крестовины от компании «Toyo»). И, кстати, чаще всего крестовины и шлицевые соединения изнашиваются из-за того, что владелец забывает шприцевать их на каждом ТО.
Приятно, что зависимая подвеска Nissan Patrol не отстает по надежности от всех других составляющих этого автомобиля (обычно сзади стоят пружины, хотя иногда встречаются и рессоры). Даже при езде по умеренному бездорожью подвеска выдерживает по 100 тыс. км без крупных ремонтов (разве что стойки стабилизатора приходится обновлять чуть ли не каждый год). Хотя рассчитывать на покупку машины с идеальной ходовой было бы довольно опрометчиво, ведь на Patrol редко когда ездят аккуратно по ровному асфальту. Наверняка менять что-то придется, а запчасти для Patrol не самые дешевые, даже если покупать качественные неоригинальные детали (с ними сейчас проблем нет). Так что на ремонт подвески, тормозов и прочего лучше всего сразу же отложить $600—900. Ведь, например, замена сайлент-блоков в задней подвеске (каждые 100—150 тыс. км) будет стоить более $200, а передние тормозные колодки и диски потребуют еще $170.
«Nissan» занялся выпуском внедорожников сразу же после Второй мировой войны. В 1946 году компания сделала первый подобный автомобиль, который, правда, представлял собой точную копию знаменитого американского Willys. Японцы решили даже не менять его имя — он назывался Willys MB.
В 1951 году «Nissan» модернизировал американский внедорожник. Willys MB получил полноценное ветровое стекло, немного иной дизайн передней части, глухие боковины кузова и пр. Важно также и то, что улучшенный Willys MB стал оснащаться не 4-цилиндровым двигателем мощностью 60 л.с., а рядной «шестеркой», выдававшей 85 «лошадей». Именно этот автомобиль и стали называть Patrol.
В 1960 году был представлен Nissan Patrol так называемой 60-й серии. Он имел довольно схожую с предыдущей моделью конструкцию и дизайн. Серьезным отличием было, пожалуй, то, что под капот автомобиля стали ставить 6-цилиндровый дизельный двигатель объемом 4,0 л мощностью 125 л.с. или 135 л.с. Patrol 60-й серии выпускался с теми или иными модернизациями все 60-е и 70-е годы. Причем как в обычном, так и в удлиненном варианте.
А вот в 1979 году японские инженеры наконец-то завершили разработку принципиально нового Patrol 160-й серии. Nissan Patrol 160 имел весьма современный для того времени дизайн, довольно комфортабельную подвеску и целый ряд бензиновых и дизельных двигателей. Как и прежние поколения внедорожника, новая модель получила лонжеронную раму, зависимую подвеску и полный привод.
В 1983 году появилась улучшенная версия Patrol, получившая индекс 260. Nissan Patrol этого поколения предлагался с короткой или длинной базой, с высокой или низкой крышей (на некоторых версиях съемной).
В 1987 году свет увидел следующий Nissan Patrol в кузове Y60 (выпуск начался в 1988 году), который очень часто называют GR, что переводится как Grand Raid — японские внедорожники за всю свою историю часто побеждали в самых различных ралли-рейдах. Этот Patrol отличался от предшественников тем, что впервые получил пружинную подвеску, хотя существовали версии и со старой рессорной. Благодаря этому Nissan Y60 стал намного более комфортабельным, но великолепная проходимость автомобиля никуда не делась.
В 1998 году появилось очередное поколение Nissan Patrol — Y61. Здесь «Nissan» сделал еще больший упор на комфорт, и в дорогих комплектациях автомобиль скорее напоминает не рабочий внедорожник, а представительский лимузин. Однако Patrol Y61 все равно остался настоящим покорителем бездорожья.
Выпускаемый ныне Nissan Patrol оснащается двумя дизелями объемом 3,0 и 4,2 л (158 и 160 л.с. соответственно), а также 4,5-литровым бензиновым мотором (200 л.с.).
Nissan Patrol в кузове Y60 не зря имеет славу прекрасного внедорожника — он обладает отличной проходимостью и надежностью. Особенно хорош Nissan Patrol с 4,2-литровым дизельным двигателем. Однако к настоящему моменту значительная часть Patrol находится в «укатанном» состоянии. К тому же стоит отметить еще и тот факт, что многие владельцы «доделывали» свои Patrol с целью улучшения их внедорожных способностей. А любая модернизация так или иначе влияет на срок службы автомобиля. И не всегда в сторону его увеличения.