Уходящий 2004 год стал весьма «урожайным» для автовладельцев. Прибыли им, правда, подсчитывать не приходится, но вот переписывать семейный бюджет, выделяя все большие суммы на содержание своего «железного коня», пришлось практически каждому (обязательная «автогражданка», повышение штрафов, эвакуаторы и штрафстоянки). Однако останавливаться на достигнутом власть, видимо, не стала, и уже с начала следующего года в КоАПе появятся очередные новшества.
Обширный список поправок, вовсе не призванных облегчить жизнь нарушителям, может быть принят в самое ближайшее время — в этом случае в КоАПе появятся как минимум два новых пункта, предусматривающих лишение «прав» на довольно внушительные сроки. Также весьма существенно поднимутся в цене и штрафы за некоторые нарушения Правил дорожного движения. Но обо всем по порядку.
Пресловутые заторы на дорогах научили наших водителей пользоваться любой возможностью прокатиться с ветерком, и на знаки ограничения скорости лихачи уже давно откровенно плюют. Отсюда и столь печальная статистика: в каждом четвертом летальном исходе виновата скорость. Чтобы хоть чуточку остудить излишне горячих россиян, Департамент по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России (бывшее ГУ ГИБДД РФ) и ряд депутатов выступили с законодательной инициативой задерживать «права» у шоферов, превысивших скоростной режим более чем на 40 км/ч. Сейчас под статью о лишении попадают водители, превысившие разрешенный скоростной режим более чем на 60 км/ч. Пошли на столь непопулярную меру и добэдэдэшники, и думцы из-за неуклонно растущих показателей аварийности. При ныне действующем Кодексе в черте города можно абсолютно безбоязненно ездить со скоростью 110 кэмэ в час, ибо за данное нарушение предусмотрен в общем-то мизерный штраф — от 100 до 300 рэ. Когда «поправку по скорости» одобрят все ветви власти, лишиться водительского удостоверения можно будет уже за езду по городу со скоростью 100 км/ч.
Но, как мы сказали, это далеко не единственное новшество. Проезд перекрестков на запрещающий сигнал светофора также будет караться отлучением от руля на длительный срок. В данный момент за это нарушение водителям «светит» лишь сторублевый штраф, а посему красный свет для многих уже давно не помеха. Однако тут не все просто. Правила гласят, что горящий желтый сигнал светофора является запрещающим, то есть по сути — «красным». Вместе с тем водитель может завершить проезд перекрестка на «желтый», если для остановки машины ему придется прибегнуть к экстренному торможению. Пардон, но как оценить, имел шофер возможность остановиться или нет? Данный вопрос (как и следовало ожидать) отдан на откуп инспекторам ДПС, которые и будут вершить водительские судьбы. Короче говоря, хотя идея и благая, но явно оставляющая лазейку для мздоимства.
«Позаботились» сильные мира сего и о забывчивых водителях. Сейчас отсутствие в кармане «прав», а равно и других документов, предусмотренных ПДД, грозит предупреждением или штрафом в 50 «деревянных» и отправкой авто на штрафстоянку (следовательно, это еще долларов этак 100). Такие санкции ДОБДД показались недостаточно эффективными, и «плату за склероз» планируется поднять до 1000 рублей, не исключая при этом «арест» машины.
Или вот еще одна гаишно-депутатская новация — если водитель сядет за руль авто, будучи уже лишенным «прав», то случайная встреча со стражем дорожного порядка грозит ему удвоением срока лишения или вовсе перспективой провести 15 суток в заключении.
Не забыли работники полосатого жезла и о нетрезвых водителях. Вступившая в законную силу в сентябре этого года поправка в КоАП не только не помогла приструнить любителей «зеленого змия», а скорее наоборот — развязала им руки (вдвое увеличилось число автолюбителей, отказывающихся от медосвидетельствования водителей). Более того, как нам стало известно из источников в одном из линейных подразделений ГАИ, с первого сентября на дорогах Москвы и Подмосковья увеличилось количество мелких ДТП из-за водил «под мухой». Новые же изменения в «пьяную» статью Кодекса призваны исправить эту ошибку — отказ «дунуть в трубку» будет приравнен к вождению в нетрезвом виде со всеми вытекающими последствиями.
Ну и на закуску самое «вкусненькое». По словам заместителя начальника ДОБДД МВД РФ Александра Якимова, введение в России обязательной «автогражданки» не привело к снижению аварийности на дорогах. Генерал-майор Якимов отметил, что за девять месяцев текущего года аварийность на отечественных автострадах возросла на 2,1%. В этой связи в ДОБДД видят необходимость пересмотреть страховую «обязаловку» и внести дополнительные повышающие коэффициенты для водителей, систематически нарушающих Правила. По сути, это будут позабытые штрафные баллы, которые, как мы помним, хорошо дисциплинировали водителей, но и давали повод иным инспекторам для «урегулирования» вопросов на месте инцидента. Впрочем, это совершенно другая тема.