1183

С петлей на бензобаке

Топлива в России — хоть залейся, но покупать его придется по заоблачной цене
По прогнозу экспертов бензинового рынка, после майских праздников литр топлива на АЗС будет ежемесячно дорожать на 10—20%. И с этим обстоятельством автомобилистам, увы, придется смириться.
Поделиться

По прогнозу экспертов бензинового рынка, после майских праздников литр топлива на АЗС будет ежемесячно дорожать на 10—20%. И с этим обстоятельством автомобилистам, увы, придется смириться.


Чем же вызван такой ненормальный стоимостный скачок и как это отразится на наших кошельках? Все дело, утверждают специалисты, в сложившейся мировой цене на нефтепродукты. Сегодня цена барреля углеводородов на международных рынках превышает $50. И это не предел.

По некоторым прогнозам, стоимость того же барреля в ближайшие годы подскочит до $100. Видимо, мировой экономике придется в течение нескольких лет жить в условиях очень высокой стоимости нефти, что прямо отразится на ценниках АЗС даже в странах, крепко сидящих на нефтяной «игле».

Вот еще некоторые цифры. Если сегодня цена тонны нефти на российском рынке равна $215, то на внешних рынках она превышает $350. Даже с учетом экспортной пошлины в $104 за тонну нефти, введенной нашим правительством с 1 апреля, доходы от продажи углеводородов за границу по-прежнему значительно выше, чем от их продажи на отечественном рынке. На этом обстоятельстве будут стремиться заработать все участники рынка нефтепродуктов: от частных нефтедобывающих компаний до государства. Bсе неудобства от высоких цен на нефть перекладываются на кошельки автовладельцев.

По последней информации, цена галлона бензина (3,8 л) на американских заправках в среднем составляет в пересчете на наши дензнаки 63,4 руб. Путем нехитрых подсчетов получаем цифру в 16,2—16,4 руб. за литр. Напомним, тот же литр популярного «девяносто второго» сегодня в Москве в среднем продается уже за 14,55 руб. Разрыв в полтора рубля выглядит не таким уж впечатляющим, если не вспоминать разницу между средними американской и российской зарплатами.

Дорога к даче влетит в копеечку

Сегодня за 40-литровый бак «Жигулей» собственник авто на московских заправках платит уже 582 руб. Тогда как всего год назад автовладельцу тот же бак обходился на 30% дешевле.

Если принять во внимание прогноз экспертов бензинового рынка о ежемесячном росте в среднем на 15% цены бензина начиная с мая этого года, то к осени бак топлива подорожает примерно на 60%. Автомобилист за свой стандартный 40-литровый бак «92-го» заплатит не менее 930 руб. К чему это приведет? Известно, что подавляющая часть грузоперевозок в столице производится автомобилями. Вряд ли 100 тыс. владельцев «Газелей», ежедневно колесящих по нашим улицам, откажутся от своего бизнеса. Понятно, что расходы на транспортные услуги владельцы розничных сетей и магазинов будут «забивать» в цену товара. Соответственно, вслед за повышением ценников на АЗС поползут вверх и цены на продукты первой необходимости и прочие услуги. Если учесть психологию наших продавцов, рост цен на эти товары может вовсе не ограничиться теми же 60 процентами. Вот вам и очередной виток инфляции в границах МКАД.

Как известно, правительство России поручило Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службе, Минпромэнерго и Минсельхозу проработать поднятый на одном из заседаний правительства вопрос о росте цен на нефтепродукты, чтобы ограничить их рост. Однако эксперты нефтяного рынка довольно скептически относятся к административным способам регулирования цен на бензин и дизтопливо. По мнению некоторых специалистов, это приведет к увеличению экспорта, оголению внутреннего рынка углеводородов и, соответственно, новому увеличению цены бензина на заправках.

Другой фактор повышения стоимости топлива — пресловутый «ценовой сговор» между нефтеперерабатывающими компаниями.

В прошлом году Федеральная антимонопольная служба обещала, как говорится, прижать монополистов к ногтю. Однако по-настоящему громких дел как не было, так и нет.

Так что простым автомобилистам придется затягивать пояс потуже и отказываться от лишних покупок ради железной «ласточки».


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Григорий СЕРГИЕНКО, исполнительный директор Московской топливной ассоциации (МТА):

— Розничные цены на топливо приблизятся к ноябрьским показателям прошлого года, так как цена закупки нефти на внутреннем рынке на апрель велась в коридоре 5,9—6,1 тысяч рублей за тонну, что близко к показателю закупки нефти на ноябрь прошлого года.

Для снижения цен на нефтепродукты необходимы два фактора: снижение мировых цен и повышение вывозных таможенных пошлин на нефть из России. Только в этом случае рентабельность экспорта снизится, что повлияет на насыщение внутреннего рынка. Это будет способствовать снижению цен на бензин. Розничные цены сейчас пока ниже ноябрьских. Поэтому потенциал для роста розничных цен есть. Цены на бензин на внутреннем рынке растут в связи с тем, что мировые цены на нефть бьют рекорды. Влияют также сезонный фактор увеличения спроса и приостановка выпуска нефтепродуктов из-за ремонта некоторых НПЗ.


КСТАТИ

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), на вопрос, кто несет ответственность за рост цен на бензин, только 9% опрошенных считают, что виноватых нет, а цены определяются рынком. Самая большая группа — 40% — полагают, что виноваты производители топлива, крупные нефтяные компании. Значительная часть — 36% — возлагают вину на правительство. Только 5% обвиняют в росте цен оптовых продавцов, еще меньше — всего 2% — владельцев АЗС.

В поисках способов разрешения проблем россияне тяготеют к старым методам регулирования рынка топлива. Среди опрошенных безоговорочно доминирует группа, считающая, что для стабилизации цен на продукцию ТЭК государство должно более жестко контролировать тарифы (72%). Процент граждан, выступающих за создание подлинной конкуренции как способа снижения цен на топливо, не достигает и 22%.