1054

Автомобильная фальшивка,

Выведенная в День Победы на Красную площадь, наверняка испортит настроение многим ветеранам войны
День Победы — великий праздник, который, вне зависимости от возраста, вероисповедания и политических пристрастий, отмечает вся страна. В день шестидесятилетней годовщины капитуляции фашистской Германии по Красной площади Москвы торжественным маршем проследуют ветераны Великой Отечественной войны. Их осталось немного. Они немолоды и далеко не блещут здоровьем. И организаторы торжественного шествия решили на этот раз провезти их по Красной площади на грузовиках тех лет.
Поделиться

День Победы — великий праздник, который, вне зависимости от возраста, вероисповедания и политических пристрастий, отмечает вся страна.

В день шестидесятилетней годовщины капитуляции фашистской Германии по Красной площади Москвы торжественным маршем проследуют ветераны Великой Отечественной войны. Их осталось немного. Они немолоды и далеко не блещут здоровьем. И организаторы торжественного шествия решили на этот раз провезти их по Красной площади на грузовиках тех лет.


На таких же машинах, на которых они ездили в военные годы, — ЗиС-5В. Но чиновники оказались не способными отыскать сохранившиеся экземпляры этих славных автомобилей. Они предпочли пойти простейшим путем — загримировать современные грузовики и включить их в торжественное шествие.

Дань уважения... вермахту?

Гримировка оказалась трудным делом, да и выполнили ее по-дилетантски. На современном массивном грузовике ЗиЛ-4329 заменили серийные кабину, крылья, подножки, облицовку радиатора на самодельные — деревянные или жестяные. Машина сразу приобрела угловатую внешность: квадратная кабина, плоская облицовка радиатора, странной формы крылья. И после этой «реконструкции» пятитонный ЗиЛ-4329 стал напоминать грузовик МАН грузоподъемностью шесть тонн. Такие машины работали в воинских частях вермахта, и наверняка столь курьезные грузовики вызовут у ветеранов Великой Отечественной неожиданные ассоциации. Да и не только у ветеранов. Возможно, многие из них не служили в автомобильных частях в военные годы. Но не забудем зрителей на гостевых трибунах, телезрителей. Среди них наверняка окажется немало автомобилистов, которые в этих «ряженых» грузовиках по массивным шинам, колесам характерной формы, общим пропорциям автомобиля сразу признают подделку на шасси современного ЗиЛа. И уж конечно, многих насторожит звук дизельного двигателя ММЗ-245. Ведь ЗиС-5В имел бензиновый мотор, а его работа на слух воспринимается совсем иначе. Да, хотели как лучше, а получилось как всегда.

Легенды великой войны

Грузовики ЗиС-5В в годы Великой Отечественной войны выпускали три завода: московский ЗиС, УльЗиС, УралЗиС. Они имели характерную компоновку — двигатель, у которого радиатор совпадал с осью центров передних колес, не выступал так заметно вперед, как это было на ЗиЛ-4329.

У ЗиС-5В были угловатые крылья, изготовленные не методом штамповки, «квадратная» кабина, собранная из вагонки и деревянных брусьев. Плоский радиатор отличался весьма старинной формой. Боковые борта кузова не откидывались. Колеса были «обуты» в неширокие шины. Через отверстия в передних колесах пробивался свет, так как тормоза в них отсутствовали. Двигатель работал довольно тихо, хотя накрыт был примитивным жестяным капотом без всякой шумоизоляции. Таких ЗиС-5В изготовили в годы войны в количестве 83 000 штук, а их грузоподъемность составляла три тонны, за что они получили прозвище «трехтонки».

В годы войны нашу армию обслуживали также грузовики ГАЗ-ММ, известные как «полуторки». Таких машин выпустили около 110 000 штук. К началу войны Красная Армия располагала 265 000 грузовиков. В первый же год 65% из них были уничтожены или брошены, и в этой трудной ситуации на выручку пришли союзники. За четыре военных года они поставили в нашу страну 401 000 армейских автомобилей, в том числе 150 000 «студебеккеров» и 53 000 «виллисов». Отечественные же заводы за это же время произвели 205 000 машин.

Достойно глубокого уважения, что во многих музеях страны и клубах, объединяющих владельцев старинных автомобилей, до сих пор бережно хранятся десятки «трехтонок», «полуторок», «студебеккеров», «виллисов» и других машин, которыми пользовалась Красная Армия. Организаторы праздничного мероприятия не подумали об этом, а если бы заблаговременно спохватились и бросили клич, владельцы реликвий автомобильной старины с готовностью пошли бы навстречу. Их реставрация обошлась бы не дороже кустарных переделок современных ЗиЛов. Более того, выставив эти старинные грузовики на парадное шествие, организаторы смогли бы сохранить верность исторической правде, а не демонстрировать свое пренебрежение ею.

И не только грузовики военных лет можно было бы представить на этом торжественном шествии. Почему бы в общей колонне по Красной площади не пройти лучшим танкам Второй мировой — Т-34-85? Их ведь сохранилось еще немало. Мы вправе ими гордиться, и добрую тройку этих славных машин без труда можно было бы отыскать. И почему на ум не пришла такая простая мысль, как пустить впереди этой сводной колонны внедорожник ГАЗ-67Б (их тоже остались десятки) со знаменем Победы, которое было водружено над рейхстагом?

Сверхзвук для Отелло

А так мы станем свидетелями очередной «потемкинской деревни», столь милой российским чиновникам с давних пор. Почему «в очередной раз» и почему «с давних пор»? Вспомним 1967 год, празднование 50-летия Октябрьской революции. Тогда по Красной площади тоже прошли автомобильные фальшивки. Это были якобы двухбашенные броневики тех лет. А на самом деле на шасси ГАЗ-51А установили кустарно сваренные из кровельного железа «бронекорпуса» с двумя якобы пулеметными башнями. Многие очевидцы ехидно усмехались, потому что сразу узнавали по колесам, шинам и рамам прекрасно знакомые многим автомобилистам грузовики ГАЗ-51А. Один из них даже красовался перед Музеем Революции, пока под давлением общественности эту фальшивку не убрали. Но некоторые из этих жестяных броневиков участвовали в съемках различных кинофильмов, парадах старинных автомобилей.

...О том, как важно сохранить историческую правдивость, можно судить по фильму «Отелло», вышедшему на экраны в 60-е годы. Там над дворцом венецианского дожа в ярко-голубом небе четко просматривался инверсионный след от реактивного истребителя. Кадр этот не вырезали — ах, какие пустяки! Наверное, пренебрежение временными и историческими деталями — наша общая беда, и ее можно было бы, вероятно, не заметить. Но когда по торжественному случаю с большим пафосом перед взорами многочисленных зрителей предстают автомобильные фальшивки, это не только позор. Это чиновничье неуважение к ветеранам Великой Отечественной. Впрочем, пренебрежение к таким мелочам порождает мысль — единственная ли это фальшивка в торжестве? Очень надеемся, что единственная.