В прошлом году раскрываемость краж автомобилей составила 10,2%. Прямо скажем, немного (правда, раскрываемость угонов составляет уже 55,9%). Поэтому если машину взяли не просто «покататься», а злоумышленники решили сделать на ней большие деньги, то всем понятно — наша доблестная милиция имеет немного шансов найти ее. Но, как говорится, свято место пусто не бывает: в последнее время бездействие компетентных органов пытаются компенсировать частные сыскные агентства.
Представители некоторых детективных агентств не смущаясь заявляют, что они находят 20—30% машин обратившихся к ним клиентов. То есть получается, что эффективность работы доморощенных пинкертонов почти в 2—3 раза выше, чем милиции. Столь отменные результаты «гражданские» детективы объясняют профессионализмом сотрудников и специфическим подходом к решению проблемы кражи авто. «Не надо забывать, что у правоохранительных органов стоит задача не найти похищенный автомобиль, а поймать преступника. Машина для них на втором месте. У нас же все наоборот. Нам нужно разыскать именно транспортное средство, а не собрать доказательства для уголовного дела», — говорит бывший полковник милиции, руководитель одного петербургского детективного агентства. В его конторе работают несколько человек, каждый из которых имеет огромный практический опыт поиска украденных автомобилей (отметим, что все они бывшие сотрудники милиции).
Милицейская лень
В официальных органах правопорядка Петербурга к частным детективным агентствам относятся, прямо скажем, с прохладцей. «Я в розыске автомобилей работаю вот уже десять лет. Слышал о частных детективах, занимающихся поиском машин, только от потерпевших. Причем ни разу не поступало информации о том, что подобные сыщики хоть что-нибудь нашли. И если бы их результативность составляла 20—30%, то уж мы бы про такое точно знали. Так что эти цифры — под большим вопросом. Даже 2% под сомнением. Я про всевозможных детективов слышал только одно — они берут приличный аванс, а потом предъявляют клиентам только отчет о расходе средств: съездил туда-то, дал взятку тому-то и так далее. А результата никакого. Отчет и я могу написать», — считает начальник отдела розыска авто мототранспорта УГИБДД ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Юрий Овсянников.
Кроме того, вызывают большое сомнение методы работы сыщиков. Правоохранительные органы подозревают, что детективы так или иначе могут быть связаны с преступниками и, возможно, даже выкупать у них похищенные машины. Хотя, как говорится, никто никого за руку не ловил. Естественно, в самих детективных агентствах напрочь отвергают все подобные обвинения, считая, что преступникам обращаться к ним невыгодно. От штатских сыщиков угонщики получат слишком мало денег — ведь сейчас воры если и возвращают похищенную машину, то как минимум за 30—40%, а то и 50% от ее цены. Поэтому чаще решать вопрос выкупа автомобилей приходится страховым компаниям, ведь в этом случае они могут сэкономить приличные суммы. Хотя иногда желание страховых компаний вернуть клиенту машину приводит к весьма странным результатам.
Страхуют, чтобы украсть
Так, недавно все в том же Санкт-Петербурге была пресечена деятельность банды угонщиков, находившихся в тесной связи с одной известной в городе страховой фирмой, работающей на рынке уже более 10 лет (по просьбе следственных органов мы не называем ее). Долгое время компания занималась страхованием автомобилей по различным видам рисков. Иногда, конечно, машины пропадали, после чего страховщики исправно выплачивали несчастному владельцу необходимые суммы.
Но в один прекрасный момент к директору этой самой компании обратился приятель, имевший хорошие связи с криминальным сообществом, и предложил следующий вариант: после угона страховая компания не выплачивает деньги потерпевшему, а обращается к ворам, которые возвращают машину за 50% от стоимости транспортного средства. То есть если угнали автомобиль ценой в $50 000, то страховая компания теряет лишь $25 000. При этом все остаются счастливы — преступники имеют неплохой заработок, владелец получает назад свою «ласточку», а страховщики экономят приличную сумму. Ну а то, что такая форма «оптимизации расходов» незаконна, в данном случае никого не интересовало. Мало того, по версии следствия, директор страховой компании задумал возвращать назад ранее уплаченные клиентам деньги. Для этого нужно было только угнать точно такую же машину, что была когда-то похищена у застрахованных людей, перебить на ней номера и попросить владельца отдать доллары назад. После того как стало известно, что страховая компания очень быстро научилась возвращать автомобили, к директору потянулись просители, у которых пропадали машины. И уважаемый бизнесмен стал обычным посредником между бандой угонщиков и «терпилами». Однако в скором времени на «спасителя» обратили внимание правоохранительные органы. И во время одной из передач денег в обмен на автомобиль милиция задержала как горе-директора, так и троих угонщиков.
Вор уполномочил заявить...
Оказанием услуг по поиску угнанных автомобилей промышляют и в Москве. Правда, столичные частные детективы берутся за такие дела крайне неохотно и в виде исключения. Зато в Москве распространена деятельность по оказанию услуг по размещению в СМИ информации о назначении вознаграждения за возврат похищенной машины. Точной статистики, сколько было возвращено автомобилей благодаря публичному заявлению о вознаграждении, нет. Но, по утверждению московских сыщиков, такой способ поиска похищенных машин малопродуктивен, а если возврат и происходит, то без криминальной подоплеки здесь не обходится. Милиционеры свято верят — случайностей на свете не бывает. И из своей практики знают: пропавшие автомобили случайные прохожие не обнаруживают. Впрочем, заплатив $800—3000 за выход объявления о вознаграждении за возврат уведенной с хозяйского двора «тачки», жертве угонщиков глубоко наплевать, кто именно сообщит ему о месте нахождения авто. Но гражданам следует быть готовыми к тому, что если даже кто-то и откликнется на их объявление, то как минимум потребует 15—25% от рыночной стоимости авто, что может быть гораздо больше официально объявленного вознаграждения. Считать деньги сегодня умеют все. И потерпевшим нужно ясно отдавать себе отчет: условия возврата машины диктовать будут не они.