«Нить Ариадны» для наших водил

Призыв игроков «сдавать карты» в самом скором времени станет актуальным и для водителей Москвы и Питера. Спутниковая навигация, современная «нить Ариадны», станет в ближайшие месяцы доступной не только по цене, но и по сути — на рынке появятся первые профессиональные навигационные карты двух столиц и их предместий.

Призыв игроков «сдавать карты» в самом скором времени станет актуальным и для водителей Москвы и Питера. Спутниковая навигация, современная «нить Ариадны», станет в ближайшие месяцы доступной не только по цене, но и по сути — на рынке появятся первые профессиональные навигационные карты двух столиц и их предместий.


Обычно во время тест-драйва по европейским дорогам нашему брату автожурналисту предоставляют на испытание автомобили, в навигаторы которых уже заложен маршрут — километров 200—300 по абсолютно незнакомой территории. Повернул ключ зажигания — и вперед, остается лишь отслеживать свой путь по карте на мониторе навигатора (или на лобовом стекле, как это делает BMW на новой модели М5), на котором бортовой прибор спутниковой радионавигации, использующий американскую систему глобального определения координат GPS, ведет стрелкой по незнакомым дорогам. А еще легче просто внимательно слушать, как приятный женский голос на чистом английском, французском или японском (по выбору) языке предупреждает, что через 50 метров поворот, скажем, направо или что на круговом перекрестке следует воспользоваться вторым по ходу съездом. А если и проскочишь поворот, то «электронная девушка» подскажет, где и как развернуться, чтобы снова попасть на маршрут, при этом она обязательно очень вежливо напомнит о том, что этот маневр следует выполнить, не нарушая ПДД.

Кроме пути следования на навигационной карте отображается оперативная дорожная обстановка — замедления, «пробки», участки ремонта дороги, метеоусловия. Система услужливо предложит вам проложить маршрут в объезд препятствия. Навигационная система может сообщить и многое другое — к примеру, информацию о заправках, закусочных и гостиницах, музеях, местах отдыха и достопримечательностях по маршруту.

Подчеркнем, что автомобильные навигационные системы «за бугром» уже стали или штатной (начиная с класса «С»), или опционной «фенечкой» серийных автомобилей. На ввезенных в Россию авто такие системы не работают. Вопрос в том, доколе вся эта дорожно-навигационно-информационная благодать будет только «у них» и на иностранных языках? И что у нас?

В июне состоялись два важных заседания в Министерстве транспорта РФ, в которых принимал участие и выступал министр транспорта РФ Игорь Левитин, — коллегия министерства и семинар с участием представителей ряда мировых автопроизводителей и коммерческих компаний, в том числе и российских, продвигающих и в нашей стране автонавигацию. Выступления министра однозначно свидетельствовали о том, что (наконец-то!) государство осознало необходимость внедрения систем гражданской, в том числе автонавигации, в России, так как ее отсутствие приносит не только огромные убытки и существенно снижает прибыльность автотранспортного сектора народного хозяйства, но и ограничивает возможности повышения безопасности на дорогах. Министр заявил о том, что государство намерено активно развивать этот сектор потребительского рынка и оказывать поддержку его участникам, с тем чтобы уже в этом году на дорогах России могли появиться первые автомобили с полноценно функционирующими навигаторами. Забегая вперед, скажем, что завод во Всеволожске планирует уже в конце года комплектовать новый Ford Focus II опционным навигатором.

Основным же административным препятствием на пути развития автонавигации в родном отечестве является многолетняя непробиваемость военного ведомства, которое до самого последнего времени намертво стояло на пути предоставления гражданскому сектору карт подробного масштаба, хотя на сайте maps.google.com можно рассматривать автомобили на улицах Москвы с разрешением 60 см на пиксел. Военное же ведомство запрещает использовать GPS-приемники с точностью лучше 30 метров (читай — все бытовые GPS-приемники), несмотря на то что их продажа ведется в Москве в открытую и GPS монтируется в стандартные телефоны, КПК и даже в часы. Как результат, рынок портативных, карманных автомобильных радионавигационных спутниковых приборов существовал и действует в России до сих пор в полулегальном поле. По этой же причине в этих приборах до сих пор нет полноценных навигационных карт мирового уровня — в них понапиханы самодельные или переделанные карты иностранных производителей, которые на самом деле по качеству, информативности и возможностям сильно отличаются от западных аналогов. Именно поэтому открытая и, надеемся, твердая позиция Министерства транспорта и Роскартографии, заявленная в июне, не может не радовать и является исключительно важной для легального запуска навигационных систем в России.

Наконец, без обновляемых и актуальных базовых топографических карт, составлением которых должно заниматься федеральное агентство «Роскартография», невозможно развитие коммерческой навигации, кстати, весьма затратной. Для этого требуется бюджетное финансирование, которое до сих пор практически отсутствовало. С другой стороны, создание автомобильных навигационных карт и насыщение их оперативной информацией —также дело весьма дорогостоящее, и одному государству этого сервиса не поднять без участия коммерческих структур. А отсутствие установленных государством правил игры загоняло этот бизнес в серое поллиативное подполье. Сложился замкнутый круг, из которого только-только и наметился выход.

В начале нынешнего года «Роскартография» приступила к выполнению проекта «Навигационные карты» и подписала меморандум о сотрудничестве в создании и развитии навигационных систем в России с одним из двух мировых производителей навигационных карт — компанией «TeleAtlas» (вторая мировая компания «Navteq» официально в нашей стране не представлена). Этот документ дал старт автомобильной навигации в нашей стране, позволив создать первые российские легальные навигационные карты для штатных, портативных и карманных систем автомобильной навигации. Официально «эра автомобильной навигации в России» была открыта на международной выставке «Geoform» в Сокольниках в середине марта.

Отметим, что в России «TeleAtlas» работает не сам, а через своего эксклюзивного партнера — 100% российскую компанию ЗАО «Навигационные карты» («NavMaps»). Компания «Навигационные карты», используя технологии этого лидера международного рынка навигационной картографии и базовые карты «Роскартографии», как раз и создает первые российские автонавигационные карты. Уже выпущена навигационная карта Москвы, включающая Зеленоград и дороги, ведущие в столичные аэропорты. Она может использоваться не только в штатных навигационных автомобильных системах, но и в информационных системах транспортных и логистических компаний. Диск для автомобильных навигационных систем появится в продаже нынешней осенью.

Эта карта Москвы увязана через автомагистрали с дорожной сетью европейских стран, уже покрытых картами «TeleAtlas», — Польши, Финляндии и т.п. Зарядив штатный навигатор вашего авто диском c картой Москвы, вы сможете проехать с ее помощью, скажем, от нашей столицы до Парижа или Барселоны. Осенью должен появиться CD с картой Санкт-Петербурга с пригородами, а в начале 2006 года — диск с картой Московской области. «Роскартография» и «TeleAtlas» рассматривают возможность запуска проекта ускоренного картографирования европейской части России.

Есть карты и карты

Теперь уместно определиться с тем, что все же представляет собой эта самая автомобильная навигационная карта. Прежде всего отметим, что она «многослойная», имеет специальную структуру, насыщена специальными данными и создается по определенным правилам и технологиям, отвечающим задачам автомобильной навигации. В основе навигационной карты лежит дорожная сеть, специально адаптированная для навигации, и содержится максимально подробная информация, включая точные схемы транспортных развязок, раздельные проезжие части, круговые перекрестки, вспомогательные дороги, разделительные островки и т.д. Навигационная карта содержит разнообразную информацию о всех доступных водителю маневрах, определенных дорожными знаками и разметкой. В дополнение к этому карта содержит адресную информацию, многочисленные объекты придорожной инфраструктуры и сервиса: аэропорты, вокзалы, станции метро, гостиницы, рестораны, театры, АЗС, автосервисы и т.д. — все то, что позволяет вам легко и быстро определить пункт назначения.

До сих пор в России не было карт, изначально созданных для нужд навигации, и все, что сейчас закладывается в навигаторах, продаваемых на рынке, — самоделки. Поскольку международные поставщики навигационных систем весьма критичны к качеству своих навигационных карт, то, как говорилось выше, в мире работают всего два-три действительно зарекомендовавших себя в этой области бренда. При этом они поставляют карты всего мира сразу. И главная для нас проблема состояла в том, что эти компании не очень-то горели желанием входить в Россию по причине довольно сложных законов и запретов. Сотрудничество «Роскартографии» и «TeleAtlas» позволило «Навигационным картам» выпустить первые легальные карты территории России, изначально созданные как навигационные, по технологиям, спецификациям и критериям качества «ТеlеАtlas» и в соответствии международным форматам.

Понятно, что в навигаторе навигационная карта совмещается с координатами автомобиля, которые определяются с помощью GPS-приемника по сигналам с трех и более спутников. При этом для самого навигатора неважно, будут ли это спутники американской глобальной навигационной системы «Navstar», российской (до сих пор не работающей) «ГЛОНАСС» или запускаемой в 2008 году европейской «Galileo». Однако просто прокладка маршрута и определение на нем в режиме реального времени местонахождения автомобиля —еще только полдела. Для жителя мегаполиса важно еще и получить на карте реальную дорожную ситуацию. Желательно, чтобы навигатор подсказал, каким образом проехать из пункта «А» в пункт «Б», минуя все дорожные проблемы, — замедления, заторы, «пробки», участки ремонта дорожного полотна, места ДТП и т.д. Стало быть, приемник навигатора должен получить еще один «слой» информации — о ситуации на дорогах. Кто ее предоставит в Москве?

В рамках проекта «Навигационные карты» известная московская пейджинговая компания «Вессо-линк» совместно с правительством Москвы работает над запуском в столице европейской системы TMС («Traffic Messaging Channel» — «Канал дорожной информации»), которая и будет передавать оперативную дорожную информацию по радиоканалу (но об этом в подробностях — в следующем номере «МКмобиля»).

А что на прилавках?

Теперь о том, что делается на рынке навигаторов. Что касается встроенных штатных автомобильных навигационных систем, то они, если и входили в комплектацию той или иной зарубежной модели, в России не работали. За рубежом эти системы уже входят в серийную комплектацию машин С-класса. Как уже было сказано выше, первые автомобили с работающими на картах «TeleAtlas» штатными навигаторами появятся на улицах Москвы уже осенью нынешнего года. Производственные испытания этих автомобилей уже прошли в Москве весной («МКмобиль» познакомит читателей с результатами тест-драйва на машине со штатной системой в одном из следующих номеров). Важно отметить, что каждый автомобильный навигатор может использовать только карту, созданную в его специфичном формате. Поэтому если на улицах Москвы появятся BMW с навигаторами, то его диски не подойдут, скажем, к Volvo.

В следующем году в магазинах Москвы и других городов можно будет приобрести навигаторы, исполненные в форм-факторе обычного радиоприемника с выдвигающимся экраном. Их цена будет около $1500—2000. Более дешевые аппараты, без экрана, но с голосовым сопровождением, будут иметь нижнюю ценовую границу в $600—700.

Наиболее дешевые навигаторы, ассортимент которых быстро расширяется, изготовлены на базе карманных компьютеров и идут по цене в $500—700. Основной поставщик таких систем в России — компания «МакЦентр» с системой PocketGPS. К осени этого года они также переходят на карты «TeleAtlas», что позволит выдерживать конкуренцию штатных навигаторов и в будущем выйти на европейские рынки на тех же картах этого бренда.

Наконец, появились и навигационные приложения для сотовых телефонов и смартфонов, которые становятся очень популярными в Европе. Подключаете GPS-приемник по Bluetooth, загружаете на телефон программу Wayfinder с сайта wayfinder.com и получаете настоящий навигатор, дающий те же визуальные и голосовые команды! Кстати, навигационная карта Москвы уже доступна на wayfinder.com.

Говоря о рынке ручных туристических навигаторов (часто без навигации), сошлемся на мнение Александра Патрова — коммерческого директора фирмы «Навиград», одной из первых вошедшей в этот рыночный сектор бытовой электроники. Наиболее широко представлены качественные навигаторы фирмы «Garmin», около 5% рынка — у «Magellan», американской фирмы, перекупленной европейцами. Торговых точек, предлагающих навигаторы в Москве, больше сотни, ведь по новому закону о связи не требуется специальных разрешений на их продажу — они ввозятся как бытовая электроника. Обычно производится добровольная сертификация. Но стоит помнить, что в России запрещены навигаторы с точностью определения координат более 30 метров (правда, ни одна инстанция не может внятно объяснить, почему нельзя точнее, но обещают это ограничение отменить). Поэтому импортные навигаторы специально «загрубляют».

Закончим все же на оптимистичной ноте: лед тронулся, в ближайшие год-два в Москве и в Питере, в прилегающих к ним областях можно будет пользоваться вполне европейской системой автонавигации.


None