Судорожные усилия, предпринимаемые правительством, чтобы остановить постоянную смену ценников на российских АЗС, вряд ли приведут к снижению обозначенных на них цифр. Даже увеличение экспортной пошлины до $140 за тонну не привело к прекращению роста стоимости бензина.
По данным Росстата, потребительские цены на бензин в России только со 2 по 8 августа выросли в среднем на 1%. (Напомним, с 19 по 25 июля цены повысились на 0,5%, с 26 июля по 1 августа — на 0,2%.) За январь-июль бензин подорожал на 4,5%, в том числе в июле — на 1,8%).
Казалось бы, удорожание бензина произошло практически незаметно: что такое один процент для автомобилиста? Однако в ценовом измерении этот процент составляет не менее 15 копеек за литр «92-го» в неделю. За месяц, если эти темпы сохранятся, получается никак не меньше 60 копеек. Таким образом, за оставшиеся пять месяцев до конца года литр популярного «девяносто второго» должен подорожать не менее чем на 15—20%. Это как раз составит прибавку в 2,5—3 руб. к нынешней стоимости топлива. Если учесть, что бак среднестатистического отечественного авто вмещает 40 л, то нетрудно подсчитать, что он ежемесячно станет дорожать в среднем на 25 руб.
За оставшиеся пять месяцев нынешнего года общее подорожание бака «Жигулей», «Самар» и «десяток» составит не менее 120 «деревянных». Сегодня этот несчастный бак обходится среднестатистическому россиянину примерно в 600 руб. Однако под занавес 2005 года придется выложить за него уже порядка 720 руб. Понятно, это не предел, поскольку прогноз на будущий год, касающийся роста стоимости бензина, также неутешителен.
Вот как изменялась стоимость топлива с начала этого месяца по России. Стоимость литра бензина в первую декаду августа составила 14 руб. 66 коп. (1 августа — 14 руб. 51 коп.), в том числе низкооктанового Аи-80 — 13 руб. 09 коп. (12 руб. 99 коп.), марки Аи-92-93 — 15 руб. 39 коп. (15 руб. 22 коп.), высокооктанового (Аи-95 и выше) — 16 руб. 61 коп. (16 руб. 44 коп.), дизельного топлива — 13 руб. 85 коп. (13 руб. 72 коп.).
Это касается усредненных цифр по России, которая, как нам известно, широка и непредсказуема. И в смысле розничных цен тоже. Поэтому если посмотреть на Москву, бензиновый рынок которой давно поделен между крупными нефтяными корпорациями — вертикально интегрированными компаниями, коим принадлежит и весьма обширная сеть АЗС, в этом смысле он более предсказуемый. Конкуренция здесь высока, каждый продавец вынужден озираться по сторонам и осторожно корректировать свои цены, учитывая общую ситуацию на столичном рынке. Если слишком задирать цены на бензин — покупатель уйдет к другому продавцу.
Однако общая тенденция к росту стоимости топлива тут прослеживается вполне ясно. Москва — финансовый центр страны, здесь самые высокие зарплаты и один из самых высоких прожиточных уровней жизни в России. Поэтому и траты соответствующие. В том числе и на автотопливо.
Только 40% заправок относят себя к так называемым независимым продавцам, большая часть АЗС принадлежит нефтяным «баронам». Получается, что они-то и диктуют свои цены на столичном рынке розничной продажи топлива. Но и здесь прослеживаются свои закономерности. Например, сеть АЗС местной нефтяной компании предлагает, пожалуй, и самые низкие цены на рынке. Если цена «92-го» сегодня в столице в среднем составляет порядка 15,85 руб. за литр, то ее планка, в зависимости от месторасположения заправки, начинается от 15,30 руб. и заканчивается 15,70 руб.
Другие АЗС крупных компаний продают тот же «девяносто второй» минимум на 40 коп. дороже. Разброс стоимости бензина в столице весьма широк. В зависимости от расположения заправки (чем ближе к МКАД, тем, естественно, дешевле) цена «92-го» колеблется от 14,80 руб. за литр до 16,60 руб. С «девяносто пятым» ситуация аналогичная. Этот сорт бензина, как правило, на рубль дороже. Но закономерность эта не всегда срабатывает. Так вот, его продажный диапазон составляет от 15,80 руб. до 17,60 руб. за литр.
Если принять среднее ежемесячное общероссийское подорожание бензина, о котором говорилось выше (15 коп. в неделю), и прибавить «коэффициент» дорогой столицы (плюс 5—10 коп.), то при прочих условиях за 40-литровый бак среднестатистический московский автомобилист по сравнению с российским еженедельно будет доплачивать лишний червонец. Таким образом, до конца года городской водила выложит дополнительно в кассу АЗС не менее 200 руб. Если он заправляется не чаще одного раза в неделю.