В сентябре эксперты московского топливного рынка обреченно констатировали, что в самое ближайшее время цена литра бензина резко увеличится — к каждому ценнику на заправках операторы припишут не менее одного «деревянного».
Конечно, речь прежде всего идет о самых популярных марках топлива — Аи-92 и Аи-95. Сегодня они продаются на городских АЗС в диапазоне от 15 до 17 руб. за литр и соответственно от 16 до 17,90 руб. за более высокооктановый сорт. Специалисты объясняют этот «рывок» увеличением оптовых цен на топливо, происшедшим в конце августа. На первичном рынке стоимость бензина повысилась в среднем на пару рублей. Очередное повышение опта и привело к изменению ценников на бензоколонках.
Например, по данным «Московской топливной ассоциации», с конца августа этого года Аи-92 на столичных заправках подорожал на 2,3%, Аи-95 — на 2,2%, Аи-80 — на 2,6%, дизтопливо — на 2,3%.
В настоящее время (на 5 сентября) средняя цена «девяносто второго» бензина в Москве составляет 16,27 руб. за литр, Аи-95 — 17,26 руб., Аи-80 — 14,27 руб., дизтоплива — 14,88 руб.
Причем эти цифры не окончательные — топливо будет дорожать и дальше. Некоторые специалисты считают, что здесь сыграла свою негативную роль свистопляска мировых цен на нефтепродукты. Последние две недели мир обреченно смотрел, как стоимость нефти упрямо стремилась к очередному психологическому барьеру в $70 за баррель (159 литров). И хотя последняя информация с рынка говорит о том, что произошел некоторый ценовой откат, тем не менее розничные цены устремились вверх. Например, в Норвегии, главной европейской нефтедобывающей стране, стоимость литра бензина (аналога «девяносто пятого») прочно обосновалась на отметке 1,20 евро за литр.
В Великобритании (кстати, тоже нефтедобывающей стране), ситуация еще хуже. Там в первую неделю сентября цена бензина замерла на планке 1,54 евро за литр (в пересчете с фунтов на евро).
В самой богатой стране мира топливо также продолжает уверенно дорожать. В том числе и по причине катастрофических событий в южных штатах США. Тем не менее в среднем по стране галлон бензина (3,8 литра) подорожал до $2,40 (менее месяца назад было $2,20 за тот же объем).
В пересчете на «деревянные» это составляет примерно 18 руб. за литр (аналог «девяносто второго»). Это, в общем-то, единственное утешение для российского автомобилиста, который все последние годы считал себя униженным и оскорбленным ценой отечественного бензина по сравнению с американским (наконец мы хоть в чем-то обогнали Америку).
Пошлины рынок не спасают
Основные вопросы, которые сегодня задают автомобилисты, оригинальностью не отличаются и повторяются из сезона в сезон: как долго еще будет дорожать топливо и насколько повысится его цена до конца года?
Начнем с того, что в условиях запредельных мировых цен на нефть на этом зарабатывают все участники рынка. И оптовики, и розничные торговцы, и экспортеры, и государство (посредством собираемых налогов и увеличения экспортных пошлин). Как известно, с начала августа экспортная пошлина с тонны нефти составила $140.
С 1 октября правительство запланировало поднять эту планку до $179. Напомним, еще три года назад величина этой пошлины в то же время составляла всего $26,2 (при стоимости $27,50 за баррель). В прошлом — около $90 (при $37,5 за баррель), что принесло дополнительный доход казне в миллиард долларов! Так что государство, если проводить спортивные сравнения, за последние годы из скромного защитника на нефтяном рынке превратилось в мощного нападающего. Не отстают и экспортеры, которые с каждой тонны получат дополнительно чуть ли не по $90 за счет только одного подорожания нефти на мировом рынке.
Свою долю прибыли не упустят и остальные участники бензинового рынка. Так что если учитывать мировую конъюнктуру, нефть, а следовательно, и бензин продолжат дорожать. Какими темпами? Вот здесь даже опытные эксперты разводят руками — далее одного месяца никто из них точных прогнозов делать не спешит. Оно и понятно — все опасаются незапланированных «фортелей» вроде урагана «Катрина» в США и прочих нечаянных природных и рыночных факторов.
Некоторые специалисты уповают на ежегодный «сезонный фактор», способный не только поднимать, но и опускать цены на заправках. Если им верить, то к зиме спрос уменьшится. Следовательно, и цена бензина снизится. Многие автомобилисты ставят «на прикол» свои машины, остальные «живчики» ездят гораздо меньше, чем в летний сезон, — только на работу и обратно. Кроме того, зима — межсезонье между точками высокого спроса на топливо: посевной и уборочной кампаниями.
Вопрос, на сколько возможно понижение цены бензина к началу холодного сезона, тоже интересный. Если судить по прошлым годам, то корректировка ценников в меньшую сторону невелика — 50—60 коп. максимум. А дальше? Как известно, после Нового года весна не за горами...