В прошлом году столичные градоначальники заявили, что в ближайшие десять лет новые дороги в Москве строиться не будут. Обещали лишь довести до ума Третье транспортное кольцо, Краснопресненский проспект и на этом успокоиться. К счастью для автомобилистов, власти Первопрестольной пересмотрели свои взгляды на транспортную проблему и обнародовали планы строительства дорог до 2013 года.
На заседании московского правительства отцы города утверждали список дорожных новостроек, которые, по мысли главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, должны решить основные автомобильные проблемы в столице. Невзирая на пессимистические прогнозы относительно строительства Четвертого кольца, магистраль все же будет возводиться. Причем уже в следующем году начнут разрабатываться подробная документация и детальный проект ЧТК, а уже в 2009 году, когда появятся деньги на стройматериалы и бульдозеры, рабочие приступят к возведению восточной и юго-восточной части кольца. Таким образом, примерно к 2012 году планируется соединить улицу Гурьянова, Волгоградский и Рязанский проспекты, шоссе Энтузиастов, Ярославское и Дмитровское шоссе. Вместе с тем проектировщики высказываются о необходимости вести эту трассу с юга столицы, ибо там уже есть построенный участок кольца, соединяющий Варшавское шоссе с Каширкой.
Кольца не видно
Что касается Третьего кольца, то уже в конце октября-начале ноября ожидается ввод в эксплуатацию тоннеля под Сущевским Валом и открытие реконструированной развязки ТТК с Ленинградским проспектом. Затем рабочие переместятся в район «Москва-Сити», где начнут возводить съезды к бизнес-центру. Не исключено, что будет реконструироваться развязка Третьего транспортного с Большой Тульской улицей (съезд на Варшавское шоссе), которая, по мнению мэра, получилась крайне неудачной.
Далее в планах соединить Садовое кольцо с МКАД через Звенигородское шоссе, Силикатный проезд, Живописную улицу и проспект Маршала Жукова. К 2008 году все должно быть завершено.
Вспомнили на градостроительном заседании и подзабытый проект строительства дублера Кутузовского проспекта — он должен появиться к 2010 году. Новая магистраль пройдет по ныне существующей улице Барклая и далее потянется вдоль железной дороги Смоленского направления. Возле возводимого сейчас Международного делового центра «Москва-Сити» через главную реку столицы перекинут мост с двумя выездами: один на 1-й Красногвардейский проезд, другой — на набережную. Ко всему прочему, дублер будет пересекать Третье кольцо, где также появятся дополнительные съезды.
Волгоградский проспект обзаведется дублером не раньше 2013 года, хотя раньше назывался 2007 год.
В судьбе Ленинградки, увы, ясности тоже нет. Московские власти обещали убрать с нее трамвайные пути и расширить до двенадцати полос, но...
— Во-первых, это направление не самое проблемное, — говорит Александр Кузьмин, — а во-вторых, реконструкция Ленинградского шоссе генпланом развития города предусмотрена, и ее непременно проведут. Когда появятся «лишние» деньги...
Однако позвольте не согласиться с главным архитектором столицы. Сейчас активно застраивается жилыми высотками Ходынское поле, и когда все квартиры в домах будут распроданы, поток машин на Ленинградском проспекте возрастет в разы.
Подход с мозгами. Электронными
А вот по мнению руководителя Центра управления организации дорожного движения Леонида Липсица, строительство новых дорог — далеко не единственный путь избавления от «пробок»:
— На Дмитровском шоссе мы внедрили систему электронного координирования светофоров, — рассказал Леонид Моисеевич. — С тех пор на данной магистрали обеспечивается равномерное движение.
О «пробках» на Дмитровском шоссе уже забыли...
Наверное, г-н Липсиц давненько не ездил по Дмитровке, а то бы знал, что в «час пик» там, как и раньше, не протолкнуться. Но по данным Леонида Моисеевича, повсеместное внедрение электроники позволит разгрузить улицы на 17—20 процентов:
— Грамотная организация дорожного движения обходится гораздо дешевле, чем строительство новых дорог, а действует столь же эффективно, — подытожил Липсиц.
Обсуждались на заседании и вопросы платных трасс в Москве. Столичные дорожники и экономисты считают целесообразным взимать плату с водителей за проезд по некоторым магистралям города. Но Юрий Лужков зарубил их идею на корню, поскольку считает, что для платной дороги нужно как минимум строительство турникетов для оплаты с широким подъездом, а в условиях города это невозможно.
Также столичный градоначальник в очередной раз напомнил столичным дорожным архитекторам о необходимости рассмотреть возможность строительства автомобильных трасс над железнодорожными путями:
— В Москве можно построить как минимум еще девять крупных трасс, которые протянутся от вокзалов до Московской окружной, — говорит Лужков. — Накрыть дорогами железнодорожные пути — это весьма выгодно. Во многих городах США, и особенно в Японии, практика двухэтажных дорог давно и успешно существует...