2594

Вольтижировка

Зимой старенький аккумулятор с легкостью организует автовладельцу массу «приятных» сюрпризов
Все знают, что холода — время ежедневных экзаменов аккумулятора на профпригодность. Но, несмотря ни на что, большинство автомобилистов предпочитают оттягивать приобретение новой батареи до последнего — как-нибудь и эту «последнюю» зиму протянет. Однако привычное «авось» чаще всего не срабатывает, и в начале зимы приходится-таки покупать замену почившему аккумулятору.
Поделиться

Все знают, что холода — время ежедневных экзаменов аккумулятора на профпригодность. Но, несмотря ни на что, большинство автомобилистов предпочитают оттягивать приобретение новой батареи до последнего — как-нибудь и эту «последнюю» зиму протянет. Однако привычное «авось» чаще всего не срабатывает, и в начале зимы приходится-таки покупать замену почившему аккумулятору.


Все батареи, вне зависимости от их электрической емкости, можно с некоторой долей условности разделить на три группы — малообслуживаемые, необслуживаемые и необслуживаемые «кальциевые».

Марка «Hankook» предлагает автовладельцам свою модель аккумулятора MF780T-750. Стоит сразу заметить, что дизайн батареи — на высоте. Эргономичная ручка удобно лежит в руке, что при переносе довольно тяжелых АКБ совсем не лишне. А стильный черно-красный корпус обладает высокой прочностью и герметичностью. Это современная необслуживаемая батарея. Чтобы без проблем отслужить положенный срок, ее конструкция должна обладать высокой надежностью. Пластины батареи благодаря высоколегированной кальциевой решетке чрезвычайно устойчивы к коррозии и перезаряду. Отсюда — сведенные к минимуму выделение газов и потери воды. Именно эти факторы — главный бич необслуживаемых АКБ, быстро приводящий их в негодность. У «Hankook» влияние данных факторов сведено на нет. Запаянная специальным способом крышка батареи полностью предотвращает вытекание электролита. Обладателю Hankook достаточно лишь периодически проверять уровень заряда батареи, заглядывая во встроенный в крышку «глазок».

АКБ машин, колесящих по отечественным ухабистым автобанам, требуют выдающихся способностей в противостоянии вибрациям. Тряска — одна из главных причин разрушения пластин, что означает преждевременный отказ АКБ. В конструкции «Hankook» между пластинами и изолирующим слоем предусмотрена амортизирующая прослойка из синтетического материала на основе целлюлозы. Сами пластины изготовлены из тонких листов свинцового сплава, спаянных по фирменной технологии. Такое конструкторское решение позволило повысить устойчивость аккумулятора к вибрации.

Создатели «Hankook» применили в этой АКБ так называемый конвертный сепаратор с низким электрическим сопротивлением. Устройство обеспечивает максимально высокий пусковой ток. Наращивая эту же характеристику, применен метод сварки пластин по центральной оси. А высоколегированная кальциевая решетка обеспечивает минимальный саморазряд. Влияние человеческого фактора на предприятиях, где выпускают «Hankook», сведено к минимуму: при годовом выпуске одного из заводов компании, примерно равном трем миллионам АКБ, штат сотрудников предприятия насчитывает всего тридцать человек.

Аккумулятор «Fire ball» появился в продаже чуть более года назад. Это первые российские аккумуляторные батареи, снабженные лабиринтной крышкой. Выделяющиеся при зарядке газы осушаются в системе камер, и конденсат, содержащий кислоту, возвращается в аккумулятор. Таким образом, это повышает безопасность устройства и исключает необходимость какого-либо его обслуживания в течение всего гарантийного срока. В лабиринтной крышке предусмотрены пламегасители. Их легко можно опознать по красным пробкам на корпусе крышки. Применение современного сепаратора из микропористого полиэтилена принципиально исключает саму возможность короткого замыкания. Радиальные решетки токоотводов способствуют быстрому приему заряда, что немаловажно в условиях интенсивного городского движения. Кроме того, такая форма способствует отличным стартерным характеристикам АКБ.Использование высокоочищенных свинцовых сплавов способствует увеличению пусковых характеристик, которые по аккумулятору «Fire Ball» превышают стандартные значения и требования отраслевых стандартов. Аккумулятор «Fire ball» емкостью 55 А/h выдает пусковой ток 430 A.

«Fire ball» изготовлен по малосурьмянистой технологии. Батареям, изготовленным по данной технологии, не страшны глубокие разряды, и во время зарядки они легко восстанавливаются до полной первоначальной емкости. Гарантия на все аккумуляторные батареи «Fire ball» составляет 2 года.

На прилавках — новичок

На отечественном рынке в этом сезоне появится новый бренд аккумуляторных батарей «Uniforce». Он будет включать три линейки. Первая — «Uniforce Drive». Это недорогая батарея, предназначенная для владельцев отечественных автомобилей и подержанных иномарок. «Uniforce Profi» — кальций/кальциевая батарея более дорогого ценового сегмента. В категорию «Uniforce Exclusive» входят аккумуляторы нестандартных размеров, с клеммами, соответствующими японскому и американскому стандартам. В магазинах уже присутствуют батареи «Uniforce Drive». Их отрицательный электрод содержит специальный расширитель пор, обеспечивающий хорошую отдачу электрической энергии при низких и высоких температурах. В материале положительного электрода содержатся специальные добавки, повышающие прочность, устойчивость к нагрузкам и хорошему приему заряда. Он имеет существенно более высокую, чем у обычных батарей, коррозионную стойкость. Использование в конструкции моноблока аккумулятора высококачественного сополимера полипропилена и специальных флюсов гарантирует высокую прочность моноблока. Пластины свинцового сплава механически сварены и соединены центральными перемычками. Малосурьмянистые сплавы, легированные селеном и оловом, не требуют ухода и допускают длительное хранение. Система взрывобезопасности и экологической защиты гарантирует стойкость «Uniforce Drive» и к внешним воздействиям. Токоотвод аккумуляторов отличается увеличенной площадью и высокой равномерностью распределения токовой нагрузки по площади электрода, что способствует повышению срока службы.

Аккумуляторы «Medalist» изготавливаются на американском заводе «Delkor», построенном в Южной Корее. В батареях «Medalist» есть все то новое, о чем большинство именитых производителей аккумуляторов объявляют как о новейших разработках: легированный кальцием свинцовый сплав, конверты с низким сопротивлением, фильтры в клапанах для возможного выхода газов, большой пусковой ток, лабиринтная крышка для конденсации электролита, возможность использовать в тяжелых условиях, особый состав электролита и тому подобные свойства.

Любопытно, что пластины, прокатанные из бруска толщиной 50 мм, изготавливают только для «Medalist». При том, что лучшие европейские производители умеют изготавливать пластины, прокатывая только 12-миллиметровые бруски. Этот технологический прием позволяет убрать очаги коррозии пластин и увеличить срок службы аккумулятора в 2—3 раза. В результате при трехлетней гарантии со дня продажи на аккумуляторы «Medalist» устройства служат по 5—7 лет.

«Зверь» — отечественный аккумулятор, известный потребителю уже на протяжении нескольких лет. Это мощный выносливый аккумулятор, отлично работающий в условиях зимних пусков. «Зверь» выдает мощные токи при зимнем запуске двигателя, а после быстро накапливает энергию. В аккумуляторе повышена механическая прочность электродов, снижена вероятность осыпания пластин даже при высоких стартерных нагрузках.

Аккумулятор «Зверь» относится к необслуживаемым батареям. Он оснащен двойной «лабиринтной» крышкой, сохраняющей требуемый уровень электролита, а это не только облегчает процесс эксплуатации, но позволяет продлить срок службы батареи. Кроме этого, двойная крышка выводит аккумулятор на новый уровень безопасности: благодаря встроенным фильтрам-«пламегасителям» и отверстиям для выведения газа (расположенным сбоку) значительно снижается вероятность взрыва по причине неисправностей в работе электрооборудования автомобиля. Среди батарей своего класса аккумулятор «Зверь» можно назвать «чемпионом по выживанию». Эксплуатация аккумуляторов марки «Зверь» допускается в температурном диапазоне от -50 до 60 градусов Цельсия. Стоит упомянуть о том, что «Зверь» удобен в эксплуатации: в аккумуляторе предусмотрен глазок-индикатор плотности электролита, крепкая удобная ручка и прочный корпус. Небольшие габаритные размеры, соответствующие немецкому стандарту DIN, наличие обратной и прямой полярности делает «Зверя» доступным для большинства автомобилей. На свои аккумуляторы производитель дает 3 года гарантии.

Универсальный «солдат»

Еще одна марка аккумуляторов — «Optima» — уже давно появилась на отечественном рынке. Устройство имеет американское происхождение. Спиральная конструкция его электродов обеспечивает вдвое большую величину пускового тока по сравнению с обычными автомобильными «батарейками». По сравнению с последними «Optima» он в три раза устойчивей к циклам заряда-разряда. Любопытно, что эту марку аккумуляторов используют в вооруженных силах США. Кроме того, ее штатно устанавливает на Gelaendewagen и еще три платформы автомобилей концерна «DaimlerChrysler». Использование в аккумуляторе «Optima» технологии AGM (электролита, абсорбированного в пористой стеклоткани-сепараторе) позволяет обеспечить максимальную вибростойкость и возможность эксплуатации устройства в любом положении. Конструкция батареи такова, что электролит содержится в связанном состоянии и потому не может пролиться. Аккумулятор «Optima» сохраняет работоспособность даже при частичном разрушении корпуса.

Кальциевая батарея марки «Forse» не требует долива дистиллированной воды в течение 3-летнего гарантийного срока. Лабиринтная крышка устройства препятствует выкипанию. Благодаря ей батарея не взорвется. Высокотехнологичный сепаратор не разваливается в кислоте, что исключает вероятность короткого замыкания разноименных пластин. Его материал не рвется от соприкосновения с пластинами и выполняет свою функцию в течение всего периода работы батареи. Пламегасители «Forse» обеспечивают экологическую безопасность модели — пары кислоты не попадают в окружающую среду. Специальные добавки в состав активной массы позволяют батарее выдавать высокие пусковые токи, обеспечивают ей долгий срок службы и стабильные характеристики. Увеличенная поверхность пластин АКБ также способствует увеличению пускового тока за счет роста площади реакции свинцовой массы и кислоты. Кроме того, в моноблоке аккумулятора предусмотрены специальные виброгасящие устройства.


КСТАТИ

В результате небрежной эксплуатации батареи она может быстро превратиться в бесполезную пластиковую коробку. Главные нарушения — падение уровня электролита. Низкая заряженность батареи (менее 75% от номинала) может появиться в результате слабого натяжения ремня привода генератора или его неисправности, когда при работающем двигателе на выводах батареи напряжение составляет менее 13,6 В. Бывает, что неисправный стартер увеличивает потребление тока, «насилуя» батарею. Окисление клемм силовых проводов ухудшает запуск двигателя и зарядку батареи. Еще один способ «убийства» аккумулятора авто — регулярные пуски двигателя с энной попытки с последующими короткими поездками, за время которых батарея не успевает зарядиться до рабочего уровня.

Нормальное напряжение на клеммах АКБ лежит в пределах 13,8—13,9 В. Когда из-за неисправности регулятора напряжения на батарею с генератора подается напряжение более 14,6 В, электролит испаряется гораздо интенсивней, чем в штатном режиме. При активной эксплуатации автомобиля в режиме «такси», примерно более 60 000 км в год, необходимо через каждые 5000 км пробега проверять уровень электролита.