Десяток эвакуаторов, на площадке которых «красуются» искореженные автомобили, с раннего утра до позднего вечера колесят по улицам Новокузнецка. Таким необычным способом ГИБДД Кемеровской области заостряет внимание автомобилистов на проблеме безопасности дорожного движения. По словам начальника новокузнецкой ГАИ, штрафы не оказывают должного эффекта на нарушителей, поэтому решено прибегнуть к шокотерапии.
Но на гаишную акцию автомобилисты отреагировали весьма своеобразно — нарушения ПДД пошли на спад, а вот количество мелких дорожно-транспортных происшествий возросло. По заверениям аварийщиков, виной тому «наглядная агитация», мол, отвлеклись на проезжающий эвакуатор с искореженной машиной, потому и врезались.
Но несмотря на возникшие трудности, придорожные милиционеры не отказались от пропаганды. Даже, напротив, существенно продвинулись в этом вопросе. По данным городской ГАИ, за последний год в Новокузнецке резко увеличилось число аварий, виновниками которых становятся водители от 18 до 20 лет. Поэтому в выходные практически во всех увеселительных заведениях города гаишники развешивают агитплакаты, фотографии с мест ДТП и проводят в перерывах между танцами конкурсы на знание ПДД. Молодежь относится к массовикам-затейникам в милицейской форме с большой долей иронии, однако употреблять горячительные напитки на глазах инспекторов не рискуют. Как следствие — на улицах города стало заметно меньше пьяных водителей.
Не возьмемся судить, насколько хороши способы борьбы с нарушителями, придуманные гаишниками отдельно взятого города, но панацеей для России их назвать трудно.
К тому же такие местечковые акции подразделений ГИБДД не находят откликов в сердцах генералов из ДОБДД. Им, понимаешь, подавай что-то более основательное. Как, например, то, о чем намедни говорил министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев:
— Федеральной программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.» предусмотрено внедрение автоматизированных систем мониторинга дорожной обстановки: камеры слежения будут фиксировать автомобили, нарушающие скоростной режим и другие пункты ПДД, — заявил Рашид Гумарович. — Штрафные квитанции нарушители станут получать по почте и оплачивать их через банки. Это должно и снизить коррупцию на дорогах, и сократить количество жертв в результате ДТП...
По мнению главы МВД, нужно минимизировать контакты водителей с сотрудниками ГАИ, поскольку шофера себя заранее программируют на нарушения — ведь с инспектором всегда можно договориться за «живые» деньги. А такой подход и приводит к беспределу на дорогах.
К слову сказать, система контроля за водителями, о которой говорит Нургалиев, уже давно и с успехом применяется во многих странах Европы. В том случае, если водитель автомобиля нарушит Правила, техника тут же сделает фотоснимок, который через недельку-другую вместе с квитанцией на оплату штрафа придет по почте собственнику машины (его адрес устанавливается по номерному знаку). Правда, хозяин авто может не оплатить штраф, если докажет в суде, что в момент нарушения за рулем находился кто-то иной.
Пока остается неулаженным лишь один вопрос — правовой. Действующее законодательство разрешает налагать штраф только на непосредственного нарушителя, а то, о чем говорит Рашид Нургалиев, подразумевает распространение карательных мер на собственников транспорта. Впрочем, на урегулирование правовых норм уйдет совсем немного времени — в Госдуму уже внесен законопроект, предлагающий дополнить статью 1.5 КоАП РФ следующим абзацем: «В случае выявления и документирования административного правонарушения в области дорожного движения с использованием специальных технических средств или средств фото- или видеофиксации при невозможности установления лица, его совершившего, к административной ответственности привлекается собственник транспортного средства». Иными словами , доверив авто приятелю, которому вдруг взбредет в голову совершить отчаянный поступок, вы сами запросто можете лишиться «прав». Если, конечно, не сумеете доказать свое алиби.