1450

Климатический почин

За прохладу в авто приходится доплачивать не только при его покупке, но и в ходе эксплуатации.
Починка сломанного кондиционера — дело не особенно сложное, и многие автосервисы предлагают подобную услугу. Несмотря на разнообразие марок и моделей авто, работают все «кондеи» одинаково — по принципу холодильника. Соответственно в каждой такой системе присутствуют компрессор, ресивер (аккумулятор хладагента под давлением и одновременно фильтр), радиатор охлаждения, испаритель и салонный воздушный фильтр. Все это связано между собой системой резиновых и металлических трубопроводов. Сердце системы — компрессор — имеет, как правило, ременной привод от двигателя.
Поделиться

Починка сломанного кондиционера — дело не особенно сложное, и многие автосервисы предлагают подобную услугу. Несмотря на разнообразие марок и моделей авто, работают все «кондеи» одинаково — по принципу холодильника. Соответственно в каждой такой системе присутствуют компрессор, ресивер (аккумулятор хладагента под давлением и одновременно фильтр), радиатор охлаждения, испаритель и салонный воздушный фильтр. Все это связано между собой системой резиновых и металлических трубопроводов. Сердце системы — компрессор — имеет, как правило, ременной привод от двигателя.

Существуют два основных вида компрессора: поршневой и роторный. В роторном хладагент нагнетается турбиной. Поршневой по конструкции напоминает маленький двигатель внутреннего сгорания, который работает «наоборот»: вращение его коленвала заставляет поршень всасывать фреон в цилиндр через впускной клапан и выталкивать через выпускной. Роторные компрессоры менее габаритны, легки, обладают большей производительностью. Однако они гораздо более «нежны». Попадание твердой частицы между вращающейся турбиной и корпусом неизбежно ведет к кончине узла. Средний срок жизни таких устройств 2—3 года. Чаще всего ими оснащены системы кондиционирования японских авто. Европейские и американские производители предпочитают поршневые конструкции. По мнению ремонтников, это почти вечное устройство.

В зависимости от модели и комплектации за работу по замене компрессора с вас могут запросить от 1500 до 5000 рублей. «Схвативший клина» компрессор означает еще и замену ресивера, в котором после поломки всегда скапливается стружка и мелкие «остатки крушения». Эта операция обходится от 300 до 3000 рублей.

Компрессоры выходят из строя редко, так же как и испаритель, который, собственно, и охлаждает воздух. Последний обычно ломается только тогда, когда воздух попадает в него, минуя фильтр, или если таковой не предусмотрен конструкцией системы. Пыль, тополиный пух, листва попадая на соты испарителя, провоцируют их окисление. Одна только работа по его замене может стоить от 1500 рублей (Nexia) до $700 (Range Rover).

Чаще всего к ремонтникам обращаются при нарушении герметичности системы. Место утечки вычисляют простейшим методом. В систему закачивают хладагент, содержащий специальную краску, светящуюся в ультрафиолетовых лучах. После этого все узлы осматривают, подсвечивая УФ-лампой. Где заметили люминесценцию, там и утечка. «Пробоина», а то и не одна, может оказаться практически в любом месте контура. Причины различны. Со временем теряют эластичность и уплотнительные шайбочки в штуцерах. Резиновые шланги, проложенные в непосредственной близости от горячего блока цилиндров, трескаются и начинают «травить».

Самая уязвимая часть системы кондиционирования — радиатор охлаждения, который расположен, как правило, в передней части моторного отсека. В него летят камешки с дорожного полотна, его соты забивают пыль и мусор, вечно витающие над трассами. Зимой он принимает ванны из противогололедных реагентов. Небольшие механические повреждения радиатора, нарушающие его герметику, можно «вылечить» с помощью аргоновой сварки. Оправданна эта операция только когда покупка нового узла обойдется значительно дороже. Так, подварить небольшую протечку радиатора кондиционера, например «Волги», обойдется примерно в $60—70, а новый узел стоит лишь около $100. Крупные пробоины, особенно на отечественных авто и иномарках старше пяти лет, вообще не имеет смысла варить — выгодней установить новый радиатор. Цены на такие запчасти к разным моделям авто имеют такой разброс, что для их перечисления не хватит и двух подобных заметок. Достаточно сказать, что только работа по замене радиатора «кондея» стоит от 1500 до 5000 рублей. Главные враги радиатора кондиционера — коррозия и мусор, оседающий на нем. Поэтому значительно продлить жизнь радиатору хозяин авто может, промывая его соты хотя бы два раза в год: по окончании осеннего листопада и когда заканчивается период тополиного пуха.


НАША СПРАВКА

Чтобы серьезно продлить жизнь кондиционеру, достаточно включать его не менее одного раза в месяц, чтобы держать трущиеся части в смазанном состоянии. Зимой для этого достаточно заехать минут на 15 в помещение с положительной температурой не ниже шести градусов и «погонять кондей». Если этого не делать — готовьтесь к замене. Надо сказать, что удовольствие это недешевое, и чем «моложе» авто, тем дороже. Так, например, новый агрегат на «свежую» Audi A4 обойдется примерно в $1200, а на такую же возрастом старше пяти лет всего $500.


КСТАТИ

Японские конструкторы любят для соединения алюминиевых трубопроводов применять стальные обжимные трубки. Получаемая при этом электрохимическая пара алюминий-железо при помощи достаточно влажной и соленой московской атмосферы ударными темпами создает в алюминиевых магистралях «прободные язвы».