Андорра — миниатюрное государство, расположенное между Испанией и Францией. Известна эта маленькая страна своими демократичными ценами буквально на все (зона беспошлинной торговли) и горнолыжными курортами. Но особенно по вкусу Андорра придется автомобилистам.
Туристы, приезжающие в испано-франкоговорящее государство, с радостью пользуются возможностью взять автомобиль напрокат: и по городу поколесить, и в соседние страны съездить. Так, например, до Испании всего четыре часа езды. Для заказа машины можно обратиться к гиду или напрямую в компании по прокату авто. Аренда автомобиля типа Opel Astra стоит в среднем 60 евро в день. При заключении договора необходим паспорт, российские водительские «права» (стаж — не менее года) и кредитная карта или наличные деньги, потому что в качестве залога нужно оставить от 200 до 700 евро в зависимости от категории машины и прокатной компании. Залог возвращается по окончании срока аренды, конечно, если машина вернется в первоначальном состоянии. Важное условие — водителю должно быть больше 21 года. Кстати, в стоимость аренды не входит цена бензина. Если клиент получает машину с полным баком, то вернуть должен тоже с полным баком, в противном случае прокатчики вычтут стоимость «горючки» из залога.
Впрочем, в целях экономии россияне могут взять в аренду авто, работающее на газе, — цена топлива в этом случае вполовину меньше. К слову сказать, практически поголовно все андоррцы колесят по родным просторам именно на пропане — заботятся об экологии и о своем кошельке.
И еще любопытное наблюдение российского туриста: андоррские АЗС в обязательном порядке имеют мини-маркет, автомастерскую и мойку. В отличие от подобного сервиса в России машину можно ополоснуть самому, не дожидаясь своей очереди на мойку: просто берешь шланг и намываешь «ласточку» в свое удовольствие. Причем абсолютно бесплатно.
Что касается автомастерских при заправках, то это отдельная песня. В крошечной столице страны — Андорре-ла-Веллья — ремонтные мастерские возведены в особый культ: судя по количеству посетителей мастерских, особенно в вечернее время, ремонт «железного коня» — одно из любимых времяпрепровождений местных жителей.
Ну а в то время, пока слесари крутят гайки, андоррцы отсиживаются в кофейне или в парикмахерской, которые есть в любом здании автосервиса.
О любви андоррцев (впрочем, как и испанцев) к автомобилям и мотоциклам говорит и огромное количество специализированных магазинов и даже концернов. В городе с трудом можно отыскать продуктовый магазин или бутик с модной одеждой, зато вы без усилий наткнетесь на магазин автозапчастей или тюнинг-ателье. В общем, это рай для тех, у кого бензин в крови.
Поскольку Андорра довольно маленькая страна, здесь многие предпочитают гонять (насколько это возможно на узких улочках) на мотоциклах. Специализированных мотомагазинов тут полным-полно, равно как и магазинов — дилеров известных марок машин и даже огромных (по андоррским меркам) концернов типа «Hyundai» или «Mitsubishi». Андоррцы неравнодушны к герою Испании — молодому гонщику Фернандо Алонсо: все магазины заполнены атрибутикой команды Алонсо (футболки, шлемы, куртки, наклейки). Так что если вы рьяный фанат Алонсо, то вам непременно стоит сюда наведаться.
Вы, наверное, думаете, что если Андорра-ла-Велья хотя по размерам раз в пятнадцать меньше Москвы, то и «пробок» на дорогах здесь нет? А вот и не угадали. Часов в пять вечера город буквально забит машинами. Диву даешься — откуда они только взялись?! Но ответ лежит на поверхности. В это время горнолыжники возвращаются с гор на автобусах, такси или арендованных авто. Да и жители окрестных городков не прочь погулять по вечерней столице. Туристы и горожане как раз в это время тоже собираются в магазины, кофейни-таверны-пиццерии. А улочки в Андорре-ла-Велья, как уже говорилось, узкие, однополосные — город расположен между горами, в ущелье, вот и получается неразбериха.
И тут на помощь приходят регулировщики или, вернее сказать, регулировщицы — в тамошней дорожной полиции работают преимущественно женщины. Они лихо руками (а не полосатыми палками, как у нас) разруливают «пробки» на одном перекрестке, а потом, минут через десять, бегут на соседний. В такой беготне проходит все вечернее дежурство барышень-полицейских.
Кстати, об узких улочках. Несмотря на проблему, местные жители все равно бросают машины где им удобно, правда, не забывая, как уже говорилось, включить «аварийку». И вот, выстроившись наполовину на тротуаре, наполовину на проезжей части, стоят мигающие авто. Кажется, будто через секунду выйдет водитель из соседнего дома и уедет. Ан нет — он чинно усаживается в кофейне и болтает с приятелем. Андоррцам и испанцам нравится так парковаться, тем паче что эвакуация за сие нарушение не предусмотрена. Однако российским туристам, которые тоже не прочь похулиганить на дорогах, гиды итуристические брошюры все же не советуют следовать примеру аборигенов — если полицейский коренного жителя простит за стоянку не по правилам, то с туриста сдерут три шкуры.
Темпераментные испанцы и не отстающие от них андоррцы умеют ездить по извилистым горным дорогам и частенько пренебрегают правилами. Не стоит гнаться за ними (и в прямом, и в переносном смысле) — там, где местный житель сможет выкрутиться, туристу наверняка не поздоровится. Гиды с удовольствием стращают россиян страшными рассказами о том, как их соотечественники в Андорре попадают в ужасные аварии. Так что посетившим Андорру настоятельно рекомендуем не устраивать гонки на крутых горных дорогах. Поверьте: беспредельничать за рулем на российских трассах куда безопаснее. Хотя и это делать не рекомендуем...