1303

Перегруз

Невозможно осознать и до конца постичь тот бесспорный факт, что в России все позитивные свершения случаются не вследствие, а вопреки. Иначе как объяснить непостижимо стремительный рост продаж новых автомобилей?
Поделиться

Невозможно осознать и до конца постичь тот бесспорный факт, что в России все позитивные свершения случаются не вследствие, а вопреки. Иначе как объяснить непостижимо стремительный рост продаж новых автомобилей?


Возможно, их покупают те, кто только вчера заколотил досками ставни отчего дома в глухой деревне на Псковщине? Вряд ли. Но так или иначе Россия быстро превращается в один из крупнейших автомобильных рынков Европы.

Вопреки здравому смыслу и общемировому опыту мы движемся не по плавной лестнице от одного успеха к чуть большему достижению, а на скоростном лифте. Останавливаемся, чтобы оглядеться, только на каждом пятом этаже сбрасываем балласт (пищевые, физиологические, а теперь и ядерные отходы), оставляем потомство в детдомах и колониях для несовершеннолетних, а больных и раненых — на попечение нищих социальщиков. Причем трос, который поднимает этот лифт на протяжении всей отечественной истории, систематически рвется от перегруза, обрекая кабину (где, собственно, мы все радостно и сидим) на обрушение в глубокую шахту. И в ее кромешной тьме главным среди нас, как и тысячи лет назад, может стать вовсе не самый умный и образованный, а наиболее сильный...

Погодите-ка, к чему весь этот пафос и балаган? Ах да, недавно стало известно, что Россия (та самая, где электричество раз в неделю, а сортир во дворе) вышла на пятое место в Европе по продажам (точнее, по покупкам) новых легковых автомобилей. Последними, кого нам удалось обойти, стали испанцы. За истекшие в июне полгода там купили 809 700 новых легковушек. В то время как у нас их было продано порядка 820 000. Поделом! Пусть потомки великого Сервантеса и не считаются самой автомобилизированной нацией в Европе, но со времен Дон Кихота, говорят, они изрядно преуспели.

И что характерно: если в России отмечаются стабильно высокие темпы роста — 23% за полугодие (сдерживают стагнирующие продажи отечественных марок, цифры по иномаркам более впечатляющие), то в той же Испании за отчетный период рынок упал на 1,2%. Европейский лидер — по-прежнему Германия. Полугодовой итог немецкого рынка составляет 1 735 900 автомобилей, а темпы роста — 1,4%. Следом идут Италия (1 324 400 проданных авто) и Великобритания (1 241 900 шт.). Впереди России оказалась и Франция (1 109 200 шт.). Однако здесь наблюдается тенденция некоторого падения продаж, и алчущие сначала французской, а затем и прочей «крови» российские эксперты уверены, что через год-два мы их «умоем»...

И вот те, кто сегодня остался в сознании после череды эффектных обрывов последних двух десятков лет (это мы снова про трос лифта), могут наблюдать привычную картину. Россия вновь вяжет стальные помочи морскими узлами и заливает в допотопные (времен Очакова и покоренья Крыма) экономические подъемные механизмы свежий мазут. Горючки должно хватить, говорит власть. Аккурат, чтобы добраться до этажа, где нынче расположились небожители. Те, кто продает нам все больше и больше новых иномарок. Встанем рядом с ними. Потные и уставшие. Грянем, потрясая полупустой канистрой: мы здесь, туточки, мы такие же, как вы-ы, мы хотим жить так же, как и вы-ы-ы...

Если взглянуть на кривую роста отечественных продаж новых легковушек за последние несколько лет (без, повторимся, балласта — местного автопрома), то может показаться, что вы разглядываете схему большого трамплина на Ленинских горах, вид сбоку. (Здесь стоит отметить, что удаляющиеся вертикально вверх прямые вновь навевают ассоциации с той самой шахтой лифта...) Чего не скажешь о прочих европейских рынках, больше напоминающих поверхность старого, доброго, пусть местами и примятого, ортопедического матраса (разумеется, в своем графическом отображении). И в этой связи те самые «кровожадные» эксперты полагают, что если дело так пойдет и дальше, то уже через какие-нибудь 2,5—3,5 года (к 2010-му) Россия низложит Италию и «закусит» родиной Шекспира и Байрона. Между тем далекоидущих захватнических планов относительно пока неприступного германского рынка наши специалисты осмотрительно не строят. Оно и к лучшему — от подобных прогнозов и так за версту несет Нью-Васюками.

А что в сухом остатке? Желающих приобрести новую иномарку нынче значительно больше, чем самих иномарок. Автосалоны, выстроенные в соответствии с самыми жесткими корпоративными стандартами фирм-производителей, где можно скоротать полгодика в очереди за новеньким авто, теперь есть и в областных центрах. Чтобы удовлетворить нас сегодня, заморские автомагнаты еще полтора-два года назад должны были подразумевать, что мы опять запремся в лифте. А следовательно, автокорпорации были просто обязаны закупить (у нас же!) нефть, газ, металл и понастроить соответствующих производственных планов. Но где там! Не могли же они в самом деле предположить, что после «пятилетку за три года», «догоним и перегоним» или «к 2000 году — всем по квартире» мы снова бросимся догонять Америку с Европой, объявим себя могучей экономической, энергетической, экологической и еще какой-то там мегадержавой и нажмем на кнопку «ход». Жаль лишь одного. Крепкую лестницу, ведущую именно туда, где нам так хочется оказаться, придется строить все же самим. И прехорошенькие, с иголочки «хундаи» с «тойотами», пусть даже и пылящиеся на складах в избытке, здесь не помогут...


КСТАТИ

Согласно данным отдела аналитики ИО «Ladaonline», на столицу сегодня приходится в среднем 35—40% регистраций новых иномарок. Оставшиеся 60—65% распределяются по регионам. При этом совершенно логичным выглядит тот факт, что доля массовых, относительно дешевых марок авто (например, Daewoo, Hyundai или Chevrolet) заметно ниже среднего значения — 22—24%. Интересно и другое. На том же, относительно невысоком уровне находится интерес москвичей к автомобилям Toyota и Opel. Эти машины в процентном соотношении в регионах берут охотнее, нежели более дорогие Mercedes, Audi, BMW, Lexus и Volvo. Более половины представителей премиум-брендов обретают московскую «прописку». Что уж говорить об автомобилях люксовых марок, таких как Porsche, Jaguar, Ferrari, Bentley или Maserati. В среднем москвичам достается 80—90% от их общего числа. Выскочкой здесь выглядит только Hummer, сегмент региональных регистраций которого составляет 40—45%. Стоит отметить, что доля Москвы в регистрациях новых автомобилей Lada, продажи которых составляют сегодня чуть менее половины от рынка новых авто в целом, оценивается всего в 12—13%.